Такая страшная война
И молодежь, и пожилые приносят сюда живые цветы, минутой молчания отдают дань памяти тем, кто остановил фашистских оккупантов, не дал захватчикам захватить столицу нашей страны Москву и покорить русскую землю.
Вера Васильевна Груздова, в девичестве Баранова – одна из очевидцев тех страшных событий, которые происходили на Бужаровской земле в ноябре-декабре 1941 года. О том, как пережила войну, она рассказала корреспонденту «ИВ».
Фото Ольга Майзенберг
Вере было всего четыре года, когда немецко-фашистские оккупанты пришли на Подмосковную землю, в детскую память навсегда врезались жестокие, бесчеловечные события тех дней.
Перед глазами Веры Васильевны до сих пор проносятся мгновения морозных дней оккупации, словно это было вчера, а не 80 лет назад...
«Помню войну, как будто это было вчера. Из нашей деревни вывозили детей на подводе, и я одна осталась жива, всех убило... Фашисты нас гнали впереди себя, это было под Сафонтьево. Дорога оказалась заминирована, прогремел взрыв, полозья разъехались и все взлетели в воздух. В живых я одна осталась. Стали нас проверять, меня привязали полотенцем к маме. А вокруг лежали дети, из ушей, из носа у них текла застывающая на морозе кровь. А я только кричу: «Мамочка, какая страшная война!».
Еще помню, как погнали нас на картошку, а она вся промерзлая. На хранилище колхозном мы сидели в какой-то яме, а наверху свистели пули... Бабушка с нами была, она пошла встречать своего сына и подорвалась на мине. Да еще ей череп проломила лошадь. И потом мы вместе с ней попали в госпиталь. Хотя там я была недолго, а после выписки у меня еще долго дергалась голова и не двигался язык, я долго не говорила».
После этого вернулась Вера с матерью в Бужарово, но не в свой дом, а на другой край деревни. Жили они в задней части дома, а переднюю занимали фашисты. Но, по словам Веры Васильевны, это были фины, они не чинили таких жестокостей, как немцы, всё не отнимали. Барановым очень повезло, что их родной дом уцелел, не сгорел, и позже удалось в него вернуться.
«Много домов в ту пору сгорело у нас в Бужарово, а наш дом устоял. От Сафонтьево вообще ничего не осталось. Когда мы возвращались домой, я все это видела. Мост через реку взорван, дома горят, внизу танк крутился на одной гусенице...» - вспоминает Вера Васильевна.
Много пришлось пережить этой хрупкой, но сильной духом женщине – голод и страхи военного времени, и разруху в послевоенное время, а во взрослой жизни - потерю мужа и двоих сыновей.
Сейчас она живет одна и каждый год 26 ноября приходит к мемориалу, вместе со школьниками смотрит на красную звезду в честь героев и вспоминает страшные дни оккупации.
Радостью наполняется сердце пожилой женщины, когда в гости к ней приезжают внуки – настоящий праздник для нее и единственная отрада. Им она тоже рассказывает о своем военном детстве, хочет, чтобы знали они, что война – это смерть и горе, которые никогда не должны повториться.
Фото Ольга Майзенберг
Фото Ольга Майзенберг
Фото Ольга Майзенберг