Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года: чем он привел Гитлера в ярость
В Советском Союзе народные марши и парады на Красной площади были очень популярны. Будь то маршировка физкультурников или смотр войск, это событие непременно собирало большое количество зрителей. Культурологи Людмила Шумихина и Виктория Попова в своей статье «Эстетика парадов и демонстраций как праздничных ритуалов советской культуры» высказывают мнение, что такие шествия играли роль «крестных ходов», где вместо святых были партийные лидеры, а вместо Рая — коммунизм.
Эстетика военных парадов была доведена до высочайшего уровня, в том числе за счет военной техники и прекрасной строевой подготовки воинов. В 1930—31 гг. для полного соответствия значимости и красоте парадов и сама Красная площадь (прежде грунтовая) была приведена в порядок и замощена брусчаткой (которая, кажется уже, была там всегда).
Привыкшие к такой торжественности советские граждане были практически шокированы, когда пришли на один из самых драматичных парадов, которая помнила Красная площадь — 7 ноября 1941 года. Обстановка в стране была мрачная — немцы рвались к Москве, Красная армия понесла ощутимые потери, бомбардировщики люфтваффе совершали налеты на столицу, которые тут же начинала отбивать ПВО. И все же парад в честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции состоялся.
Сталин стоял на трибуне, а мимо него, проходили «коробки» солдат, большая часть которых прямо оттуда отправилась на передовую. Впрочем, чеканить шаг и держать строй получалось не у всех. Если историческое значение парада и его пропагандистское воздействие оказались огромны, то внешний вид солдат блестящим назвать было никак нельзя. В первую очередь это касалось ополченцев – наскоро сколоченных формирований из резервистов. Воспоминания очевидцев описаны в статье «70 лет параду на Красной площади в Москве» в официальном журнале Минобороны «Военная мысль»:
«Вслед за частями и подразделениями, прибывшими с фронта, прошагал полк народного ополчения – разношерстное и пестрое войско. Полушубки, бушлаты, стеганые ватники, бекеши и шинели, иные шинели еще помнили Каховку и Царицын, Касторную и Перекоп (места крупных сражений в Гражданскую войну). Сапоги, валенки, ботинки с обмотками… Шапки-ушанки, буденовки, треухи, картузы, кубанки, папахи. Винтовки вперемежку с карабинами, мало автоматов и совсем нет противотанковых ружей. Надо признать, вид у бойцов народного ополчения был недостаточно молодцеватый, непарадный. Помимо всего этого, один из танков Т-34, прибывших прямо с передовой на парад, забуксовал на заледеневшей брусчатке Красной площади и остановился, а два других танка приняли его сигналы как сигнал о помощи и прямо по площади поехали в сторону невезучего товарища.»
В общем, важнейшие принципы эстетического оформления парада (а именно унификация обмундирования и вооружения военнослужащих одной и той же части, выправка бойцов и организация участия техники) были нарушены на параде 7 ноября 1941 года. Разное оружие, не то что через пару лет, когда военная промышленность СССР встала на ноги. Снаряжение и обмундирование были разношерстным. По времени сам парад был скромным – он длился всего лишь 25 минут. Но таково было суровое военное время 1941 года: да, худо одетые, да, бедновато вооруженные — но уже тогда по Красной площади состоялся парад, где маршировала армия будущих победителей.
Сам факт его проведения вселял в Красную армию готовность в борьбе и уверенность в своих силах. Гитлер был в ярости, что русские сумели его устроить, ведь он сам планировал провести в Москве победный парад вермахта. Но в тот день все увидели, что советское руководство не бежало из столицы, а работает и стойко командует обороной Советского Союза. Недаром 7 ноября считается в России Днем воинской славы.