Эксперт: что делать, чтобы торговле с Китаем не мешала загруженность Восточного полигона
По мнению спикера, нагрузку на Восточный полигон может снизить развитие сухопутных коридоров через Казахстан и Монголию. Также ограничение железнодорожного движения по Восточному полигону заставляет задуматься о стабильности развития автомобильных перевозок на Китай.
Еще один вариант разгрузки восточного направления при торговле с Китаем – использование иных международных транспортных коридоров. Среди таких примеров названо северо-западное направление: «Мы наблюдаем, что через порты Северо-Запада грузы уходят в Китай и в другие страны Азии. Источники грузов – это регионы, которые находятся в СЗФО или центральной части России. Им проще пробиться на Северо-Запад, в немного опустевшие порты, чем ехать через всю страну на Дальний Восток». Следует упомянуть и порты АЧБ, которые выгодны с точки зрения времени доставки. Объемы перевозок по МТК Север – Юг пока все же незначительны. К 2030 году прогнозируется рост роли в перевозках Россия – Китай СМП.
Б. Новрузов также обратил внимание на то, что торговля с Китаем напрямую связана с контейнерными перевозками. Для перевозок контейнерами нужны дополнительные мощности.
«Контейнерные перевозки показывают, что наши мощности забиты на 110% только по Китаю. В связи с этим создаются проекты «Росатома» – Северный морской транзитный коридор и Восточный транспортно-логистический узел в порту Владивостока. Это примерно 28 млн тонн контейнеров», – пояснил Б. Новрузов. Среди других объектов, располагающих дополнительными контейнерными мощностями, он назвал контейнерный терминал в Суходоле и многофункциональный грузовой район Корсаков.
По данным Б. Новрузова, к 2030 году в РФ ожидается увеличения доли Китая в импорте до 24%. Прирост экспорта к 2030 году составит +67% к 2023 году. В большей степени вырастет экспорт газа (в 4 раза), продовольственных товаров (в 2 раза), металлов (+83%), угля (+76%), прогнозируют в ЦСР.