Почти у каждой советской женщины была тетрадочка, в которой хранились секреты стройности. Способы стать тонкой и звонкой переписывали друг у друга и тщательно берегли. Хотя, по правде говоря, и не всегда использовали.
СССР стал едва ли не первой страной, в которой вопросы правильного питания граждан решали на государственном уровне. В 1930-м создаётся Институт питания, где активно работает Мануил Певзнер – первый советский диетолог. Он разрабатывает 15 лечебных диет, так называемых "столов". Восьмой был показан больным с ожирением. И тут же, вместе с рекомендациями врача, был взят на заметку гражданками, мечтающими стать стройнее.
B основу профилактических и терапевтических мероприятий при ожирении должно быть положено изменение энергетического баланса больного в сторону превышения расхода энергии над её приходом. Это достигается посредством снижения калорийности пищевого рациона. И одновременно путём повышающих энергетические траты гигиенических мероприятий (прогулки, физические упражнения, лёгкий спорт и т. п.). Мануил Певзнер, "Основы лечебного питания", 1958 год.
Восьмой стол был, по сути, системой правильного питания. Мало углеводов, много белка, витамины, отказ от жарки и специй при сохранении сытности. Поэтому эту диету худеющие любили. Совсем иначе относились к голоданию на петрушке. В основе такой диеты – тёртый корень растения, который нужно было принимать три раза в день. А в добавку к нему – крошечные порции творога, мяса и кефира. Удержаться в таких жёстких условиях было совсем непросто.
Прямая противоположность – кремлёвская диета, которая пришла в массы в 70-е. Звучное наименование она получила из-за тех, кто ею пользовался. Роскошные застолья в Кремле вредили фигурам власть предержащих, поэтому они периодически пытались привести себя в форму. Диета была сказочной. В меню: котлеты, сыр, салаты, колбаса и даже алкоголь. Простым людям, правда, продукты для такого рациона раздобыть было сложновато, если не невозможно. Когда вопрос с несколькими лишними килограммами нужно было решить экстренно, в дело вступала диета советских манекенщиц. Яйцо всмятку, пачка творога и стакан кефира. И так несколько дней. Выдержать такое было под силу далеко не всем.
– Как сохранить фигуру?
– Не жрать! Более действенного способа ещё не придумали. Из интервью народной артистки СССР Майи Плисецкой.
Легендарная фраза балерины стала девизом советских красавиц. На звёзд хотелось ориентироваться во всём, в том числе и в вопросах питания. Диета Орловой, диета Гурченко. Способы похудания приписывали самым красивым артисткам. Они, правда, далеко не всегда даже знали об этом. Смотришь на Гурченко и думаешь: "Разве бывает такая талия? Пойду сварю кашу на воде... О, "Ну, погоди!" начинается. Дети, скорей к телевизору!" Советские мультфильмы. Но об этом – в следующий раз.