Что делать с невакцинированными? Как зарабатывать, на что жить? Эти вопросы после того, как правительство фактически обязало вакцинироваться всех работающих в общественном секторе, активно обсуждаются среди антипрививочников.
Что делать с невакцинированными? Как зарабатывать, на что жить? Эти вопросы после того, как правительство фактически обязало вакцинироваться всех работающих в общественном секторе, активно обсуждаются среди антипрививочников.
Одни собираются бежать от «ковидфашизма» в Беларусь, другие, стиснув зубы, все же отправляются в пункты вакцинации, но часть по-прежнему настаивают, что не будут вакцинироваться и призывают к этому других, хотя отказ от вакцинации угрожает уже не только здоровью, но и возможности зарабатывать средства к существованию.
Есть ли в Лиепае люди, готовые из-за несделанной прививки пожертвовать работой? Этот вопрос перед подготовкой публикации газета «Курземес вардс» задала и в «Фейсбуке», и в интернет-сообществах невакцинированных активистов, в которых объединились тысячи людей, но на предложение поделиться своей историей откликнулась лишь одна лиепайчанка – няня, которая не пожелала упоминать своего имени.
Женщина как плательщик патентной платы два года в Лиепае оказывала услуги няни в домашнем детском саду. Каждый год в августе, сентябре такие няни в Лиепае были нарасхват, но нынешним летом спрос на такие услуги заметно снизился. «Я зарегистрировалась и в службе нянь самоуправления, но не получила этим летом ни одного звонка. Допускаю, что частично это связано с тем, что в Лиепае открыт новый детский сад, но чувствуется и то, что родители без работы и, следовательно, без денег. А теперь еще и предупреждение, что с 15 ноября невакцинированные няни не смогут работать официально», – рассказала она.
Хотя в предпенсионном возрасте осталась без работы, женщина не собирается делать прививку от ковида. «Я действительно не доверяю этой вакцине», – отметила она
и пояснила, что слышала о многих случаях, когда у людей после вакцинации были «большие проблемы со здоровьем» и «их сделали инвалидами». И это, мол, не сплетни и не истории из «Фейсбука», а информация, полученная от физиотерапевта и мастера по педикюру.
Няня отметила, что она – верующий человек и состоит в небольшом приходе, в котором ни один человек не вакцинировался. «Я уповаю на Бога», – подчеркнула она.
На вопрос, на какие средства она планирует жить дальше, лиепайчанка ответила: «Что мне теперь делать, я и правда не знаю. Меня не возьмут на работу ни из-за возраста, ни из-за проблем со здоровьем. Я бы охотно присматривала бы за больным человеком, если, конечно, родственники не будут возражать против того, что я не вакцинирована. Я согласна присматривать и за детьми, но не официально».
Но если все эти варианты отпадут и единственным решением для получения доходов останется вакцинация? «Ни в коем случае я не выберу вакцину!» – категорично утверждала женщина.
Отрицатели вакцин работают фактически во всех отраслях, и, судя по обобщенной информации, в Лиепае из-за отказа вакцинироваться доходов готовы лишиться и полицейские, пожарные, работающие в социальной и медицинской сфере, работники отрасли культуры, спорта и образования.
В полиции самоуправления неделю назад из 99 работников не привились 15, в том числе 13 заверили, что в ближайшее время начнут процесс вакцинации, но двое еще на прошлой неделе прививаться не собирались. «В этом случае мы будем действовать согласно законодательству», – сказал представитель полиции самоуправления Каспар Варпиньш и отметил – если работу потеряют только два работника, это не доставит больших проблем для обеспечения работы полиции.
В Курземском региональном управлении Государственной полиции (КРУ ГП) в начале этой недели насчитывалось 85,88% вакцинированных, начавших вакцинацию или переболевших ковидом работников. В КРУ ГП остаются невакцинированными 8,97% работников, но известно, что часть из них обдумывают решение о вакцинации, поэтому данная цифра может измениться, – сообщила представительница ГП Мадара Шершнева.
В свою очередь, Государственная пожарно-спасательная служба (ГПСС) отдельно по структурным подразделениям данных о вакцинации не предоставляет. «Обобщенные данные об охвате вакцинацией в ГПСС на 12 октября свидетельствуют, что сейчас у 73% работников имеются сертификаты о вакцинации или перенесенном заболевании, в том числе 68% – вакцинировались. В течение недели количество вакцинированных в ГПСС увеличилось на 10%.
Коллеги продолжают вакцинироваться и ведется активная разъяснительная работа, чтобы помочь работающим в ГПСС понять значимость вакцинации и обеспечить непрерывность несения службы», – пояснила представительница ГПСС Анете Страздиня.
Она также указала, что работники не отстраняются от работы и заявлений об увольнении не поступало. «Работа продолжается, и обеспечивается выполнение функций ГПСС. Сейчас у работающих в ГПСС, как и в других структурах государственного управления, есть время до 15 ноября, чтобы сделать прививку. До этого времени, если нет сертификата о вакцинации или перенесенном заболевании, возможно работать, предъявив сертификат от отрицательном результате теста на ковид», – отметила она.
В распоряжении Кабинета министров «Об объявлении чрезвычайной ситуации» акцент поставлен на удаленную работу и обязанность работающих в государственных и самоуправленческих структурах сделать прививку от Covid-19. Распоряжением предусмотрен и переходный период до 15 ноября, когда трудовые обязанности можно выполнять при наличии лабораторно подтвержденного отрицательного теста. Это вызвало осложнения на многих рабочих местах, так как доступность лабораторий для выполнения тестов сейчас сильно ограничена.
Лиепайчане выражают недовольство, что дозвониться, чтобы записаться на тест, трудно, а когда это удается, то запись предлагается только через неделю или еще позже.
После 15 ноября работать очно можно будет только при наличии сертификата о вакцинации или перенесенном заболевании, а если работник не сможет предъявить такой сертификат, то работодатель вправе воспользоваться правовыми решениями, предусмотренными Законом о труде. Это отстранение от работы, неоплачиваемый простой, а также возможность искать новых работников и основывать с ними трудовые правовые отношения, в том числе на определенный срок для замещения отстраненного от работы или отсутствующего работника, – пояснили в Государственной инспекции по труду.
Не вызовет ли требование о вакцинации роста безработицы? «На данный момент ничто не свидетельствует о заметном росте безработицы, и нет это основания это прогнозировать. То, как будет развиваться ситуация, увидим в ноябре», – сказала руководитель Лиепайского филиала Государственного агентства занятости (ГАЗ) Даце Баумане.
В то же время она отметила, что в ближайшее время количество безработных, вероятнее всего, увеличится, так как ежегодно в конце осени и начале зимы следует прирост безработицы под влиянием сезонных факторов.
На вопрос, каков охват вакцинацией в Лиепайском филиале ГАЗ, Д.Баумане ответила: «Большинство работников филиала вакцинированы. Нехватка рабочих рук нам не грозит».
В Лиепайской социальной службе также большинство работников вакцинированы, но по крайней мере на прошлой неделе 24 работника не планировали делать прививки. На вопрос о том, какое решение будет в отношении этих работников, руководитель социальной службы Линда Красовская ответила: «В любом случае не увольнение».
Она рассказала, что часть этих работников решили расторгнуть трудовые правовые отношения, кто-то сейчас на больничном, в кто-то согласился на отстранение от выполнение трудовых обязанностей (на срок до трех месяцев без сохранения заработной платы) в надежде, что в течение нескольких месяцев обстоятельства изменятся.
Но кто будет работать вместо этих людей? Руководитель службы ответила, что ведется поиск решений, а также отметила, что в случае нетрудоспособности или отстранения от работы у службы есть возможность искать других работников, а также переводить работников (с их согласия) из одного учреждения в другое, чтобы обеспечить непрерывность важнейших функций службы.
Л.Красовская пояснила также, что в течение последних дней несколько коллег все же приняли решение о вакцинации и таких, кто категорически отказывается делать прививку, остается лишь около десяти.