Заболевший донор: Татарстан оказался в тройке «регионов-страдальцев»
Республика потеряла треть своих доходов, но это не помешало ей нарастить расходы в 1,5 раза — правда, в основном не на здравоохранение
«Татарстан относится к достаточно богатым регионам, у него есть запас прочности», — уверены эксперты, после анализа дыр в региональных бюджетах пришедшие к неутешительным выводам. Республика вышла на первое место в России по росту расходов бюджета, обогнав в процентном отношении даже Москву. Отчасти компенсировать разрыв помогает федеральный центр, который уже перечислил «на поддержание штанов» 15 млрд рублей. О том, как Татарстан смотрится на общем фоне, — в материале «БИЗНЕС Online».
БОЛЬШЕ ВСЕХ ПОСТРАДАЛИ, БОЛЬШЕ ВСЕХ ПОТРАТИЛИ
Татарстан оказался в тройке наиболее пострадавших российских регионов по сокращению собственных доходов за январь–май 2020, следует из доклада Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Согласно исследованию, доходы республики за этот период упали на 30%. Хуже дела только в Хакасии и Кемеровской области.
Напомним, основной налог при формировании бюджета РТ, это налог на прибыль, а в нем доля нефтегазового сектора доходит до половины. Напомним, за первые четыре месяца года, как сообщал сам министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов, бюджет потерял 23,4 млрд рублей. По итогам пяти месяцев ситуация усугубилась — потери составили 32,2 млрд рублей, из которых 25,4 млрд рублей — сниженные платежи по налогу на прибыль, в том числе 16 млрд рублей недополученных от нефтяной отрасли, а если включить нефтепереработку, то выйдет 21 млрд рублей. Эти цифры на сессии Госсовета РТ раскрыл министр финансов РТ Радик Гайзатуллин.
Однако нет худа без добра. Согласно докладу, республика обогнала все остальные регионы РФ по приросту федеральных трансфертов за апрель–май, получив сразу 15 млрд рублей (на 2-м месте — соседний Башкортостан, на третьем — Краснодарский край). На 18 июня министр экономики РТ заявлял о компенсации более половины потерь республиканского бюджета (13,6 млрд) из федерального центра в рамках общей помощи регионам на 100 млрд (а до этого регионы уже получали 200 млрд рублей в апреле). Кроме того, напомним, в своем недавнем обращении Путин пообещал еще 100 миллиардов.
При этом Татарстан вышел на первое место и по росту расходов. Траты республики в реальном выражении с января по май 2020 года увеличились на 53,2%. На втором месте — Москва (41,5%), на третьем — Пермский край (38%). При этом лишь примерно пятая часть этого прироста приходится на здравоохранение, немного выросли расходы на образование (видимо, сказался переход на дистант) и соцполитику, а также прочие расходы. А на первом месте — расходы по статье «национальная экономика». Что за ней скрывается, правда, непонятно.
«СИТУАЦИЯ В ТАТАРСТАНЕ НЕ ВЫГЛЯДИТ СОВСЕМ КРИЗИСНОЙ»
Как пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» автор доклада эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина, в общей картине по стране бюджет Татарстана «пострадал, наверное, сильнее всех».
«Сильнее всех просели собственных доходы. При этом достаточно сильно выросли расходы. Но Татарстан все-таки относится к достаточно богатым регионам, у него есть запас прочности, и он сможет профинансировать свой дефицит, — считает собеседница газеты. — Регион имеет доступ и к облигационному рынку, у него хороший рейтинг. На облигационном рынке сейчас достаточно благоприятная ситуация для заимствований, поэтому мы не ожидаем какой-то критической ситуации в республике. Ситуация не выглядит совсем кризисной».
Причина столь болезненного проседания по доходам республики, по словам Пенухиной, заключается в высокой доле нефтегазового сектора. «Все мы знаем, что произошло с ценами на нефть. Плюс дефицит из-за того, что Татарстан очень сильно нарастил расходы. Хотя последнее поспособствует тому, что регион лучше справится с пандемией, чем другие регионы, не имеющие возможности такого наращивания», — говорит эксперт.
Собеседница напоминает, что республика уже получила федеральные дотации. «Если не ошибаюсь, трансферты в апреле–мае этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 15 млрд рублей. Это много, — констатирует она. — Кроме того, обещан еще один трансферт. Думаю, Татарстан будет в числе получателей».
СОКРАЩЕНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНОВ И РОСТ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Что же с ситуацией по стране в целом, «средней температурой по больнице», как пишут сами авторы доклада? Картина неутешительная.
Согласно документу, итоговый баланс бюджетов субъектов РФ за январь–май 2020 год оказался околонулевым, что почти на 1 трлн рублей хуже итогов первых пяти месяцев прошлого года. Совокупные доходы бюджетов регионов за январь–май 2020 г. стагнировали в реальном выражении. Спада позволили избежать высокие показатели первого квартала и значительное увеличение федеральных трансфертов. Собственные доходы регионов за тот же период сократились почти на 11% в реальном выражении, а за два карантинных месяца «просели» более чем на четверть. Несмотря на действие компенсирующих факторов, по итогам 5 месяцев сокращение общей величины доходов уже наблюдалось у трети российских регионов. Спад собственных доходов затронул почти 80% всех субъектов страны.
40% регионов уже имеют дефицит бюджета — на общую сумму 245 млрд рублей. Пока основной дефицит сконцентрирован в богатых регионах, которые могут себе позволить «роскошь» быть дефицитными. Так, почти 80% всего дефицита регионов с отрицательным сальдо — 192 млрд из 245 млрд рублей — приходится на Москву, Московскую область, Свердловскую область, Башкортостан и Татарстан.
При падении доходов расходы бюджетов субъектов России за январь–май резко выросли — практически на четверть по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В отличие от дифференцированной ситуации с доходами, рост расходов был тотальным и затронул практически все регионы. Основной прирост расходов пришелся на карантинные месяцы (700 млрд рублей из 1 трлн рублей прироста).
В докладе также говорится, что за два карантинных месяца госдолг регионов вырос на 45 млрд рублей (за счет привлечения облигационных займов и бюджетных кредитов), однако, этот рост был слабо связан с текущими показателями дефицита — пока основное покрытие происходило за счет остатков на бюджетных счетах. В ближайшие месяцы в условиях накопления дисбалансов в региональных бюджетах можно ожидать быстрое наращивание долга центру.
Резюмируется текущее положение подавляющего большинства российских регионов тем, что они уже столкнулось с тяжелыми бюджетными последствиями коронакризиса. Устойчивость бюджетов субъектов РФ (как в период кризиса, так и на выходе из него) во многом будет определяться тем, как «коронавирусная нагрузка» распределится между федеральным центром и регионами.
«В ближайшей перспективе ситуация продолжит усугубляться, испытывая на прочность бюджеты регионов», — заключают авторы доклада. Глубина этого усугубления будет напрямую зависеть от трех очевидных факторов: щедрости федеральной помощи, скорости восстановления экономики и, конечно же, наличия или отсутствия второй волны коронавируса во втором полугодии.