Будущее многих клубов КХЛ находится под вопросом
Главная хоккейная лига страны (КХЛ) в этом году успела завершить регулярный чемпионат и даже сыграть один раунд плей-офф за главный титул — Кубок Гагарина. В чемпионате принимали участие 24 команды, выступавшие в двух конференциях — Западной и Восточной. В Западной первую строчку таблицы занял московский ЦСКА, всего на одно очко опередивший своего самого принципиального соперника за последние годы — СКА из Санкт-Петербурга. В этой конференции выступал единственный представитель Московской области в высшем эшелоне российского хоккея — клуб «Витязь», который базируется в Подольске. «Витязи» звезд с неба не хватали, но сумели пробиться в восьмерку команд, получивших право бороться за Кубок Гагарина в плей-офф. Лучшим игроком и бомбардиром клуба стал опытнейший 36-летний форвард Александр Семин, десять сезонов выступавший за океаном в НХЛ. Он забросил 18 шайб и сделал 20 результативных передач. Всего на один балл меньше Семина набрал 28-летний Алексей Макеев. В команде выступало несколько легионеров — белорусы Воробей и Шинкевич, канадец Хауден, чех Ерабек и сразу три финна — Лаюнен, Йормакка и Няттинен. Но и они не помогли «Витязю» в плей-офф. Команда попала на питерский СКА и в серии до четырех побед ни разу выиграть у армейцев не смогла. На этом сезон для «Витязя» закончился.
На Востоке довольно убедительную победу в регулярном чемпионате одержал казанский «Ак Барс». Как ни странно, но и эта конференция имела отношение к Подмосковью. Занявший третье место омский «Авангард» в качестве домашней использовал далеко не площадку в Омске, а «Арену Балашиха» в одноименном городе. «Авангард» играет в Балашихе уже третий год из-за несоответствия Дворца спорта в Омске требованиям КХЛ. По-крайней мере балашихинские болельщики уже точно привыкли к команде и считают ее своей. «Авангард» также выбыл в 1/8 Кубка Гагарина, уступив в серии из шести игр уфимскому «Салавату Юлаеву» - 2:4.
Так получилось, что этот раунд плей-офф Кубка Гагарина стал первым и последним. По Европе уже поползла черная тень коронавируса. С 11 марта в России были запрещены массовые мероприятия численностью более 5000 человек. Чемпионаты всех стран один за другим уходили на каникулы. КХЛ вроде была настроена продолжить розыгрыш Кубка хотя бы без зрителей, но тут был нанесен мощный удар по спортивному принципу соревнований изнутри. Один из фаворитов Кубка финский «Йокерит», пробившийся в четвертьфинал, принял решение сняться с дальнейшего розыгрыша. Это случилось 14 марта, а уже через два дня покинула Кубок и вторая иностранная команда из оставшейся восьмерки претендентов на главный приз — казахстанский «Барыс». Страны начали закрываться и этим клубам ничего другого не оставалось. Наверное, можно было бы доиграть и в шесть команд, но ситуация с распространением коронавируса продолжала накаляться. 17 марта КХЛ принимает решение приостановить игры до 10 апреля, но уже 25 марта было принято окончательное решение — досрочно завершить сезон 2019/2020. Победитель сезона и обладатель Кубка Гагарина в этом году так и не был определен.
Туманны и дальнейшие перспективы. Следующий сезон, который должен начаться в сентябре, пока никто не отменял, но и гарантировать старт в привычные сроки сейчас никто не может. Смогут ли все клубы снова выйти на ледовые площадки страны после пандемии коронавируса? Ответ уже очевиден — нет. Хотя бы потому, что занявший в этом году последнее место в Восточной конференции «Адмирал» из Владивостока уже заявил о том, что следующий сезон в КХЛ пропустит. Дальневосточники «прощай» КХЛ не говорят, робко напоследок намекнув, что хотели бы вернуться в лигу уже в сезоне 2021/2022. Причина снятия клуба вполне тривиальна — тяжелое финансовое положение. Команда в основном финансируется из регионального бюджета, и, как сообщило интернет-издание «Чемпионат.ру», деньги выделенные в этом году «Адмиралу» уже перенаправлены на борьбу с коронавирусом. «Адмиралу» попросту не на что играть и нечем платить игрокам.
Такая судьба может ждать и другие команды. Например, челябинский «Трактор» и нижегородское «Торпедо», у которых муниципальная доля в бюджете также весьма велика. Сложным испытанием этот кризис станет для череповецкой «Северстали». Она и до коронавируса слыла чуть ли не самой «бедной» в КХЛ, а нынешние потрясения может и не пережить. Под большим вопросом будущее ХК «Сочи», финансируемого ОАО «РЖД». Компания и так несет большие убытки, а кроме того содержит более успешный «Локомотив» из Ярославля. Так что «Сочи» вполне могут попасть под секвестр. Неопределенное будущее и у соседей «Адмирала» - хабаровского «Амура». Перед пандемией руководство клуба смогло заплатить игрокам долги по зарплате. Для этого пришлось брать кредит... Теперь же ситуация явно не лучше. Тучи нависли даже над «Салаватом Юлаевым» из Уфы. Его нефтяной спонсор не очень спешит тратиться на команду.
Эти клубы, а может и какие-то другие, имеют риск не оказаться среди членов КХЛ в новом сезоне. Ведь зачастую речь идет даже вообще о существовании команды, а ее сохранение посредством многократного уменьшения бюджета не позволит соответствовать требованиям КХЛ. Тогда прямая дорога во вторую по силе лигу страны — ВХЛ (Высшая хоккейная лига).
Из-за коронавируса мы можем распрощаться еще с пятью командами, представляющими в КХЛ другие страны. Крайне непонятная ситуация с пандемией не позволяет верстать даже ближайшие планы, а определяться скоро придется. Российским клубам будет гораздо проще перевариться в собственном соку, а вот для «иностранцев» гораздо надежнее решить свою судьбу раньше, то бишь плавно и безболезненно влиться в свои национальные чемпионаты. Поэтому, вполне возможно, что в новом сезоне российские болельщики не увидят в своих городах белорусское и латвийское «Динамо», финский «Йокерит», казахстанский «Барыс» и китайский «Куньлунь».
Вывод таков, что новый чемпионат КХЛ может начать чуть не без половины своих клубов. В любом случае, что-то прогнозировать об участии той или иной команды очень сложно. Ясность настала только с «Адмиралом».
При всех сложностях нескольким клубам ситуация не мешает уже сейчас вести активную трансферную политику. Одни игроки уходят, другие подписываются. Довольно много за последний месяц распрощалось с КХЛ легионеров, что тоже вполне понятно. Настораживает давно забытое массовое рвение российских хоккеистов за океан. Прежде всего — в НХЛ. Это говорит о том, что хоккеисты уже ощутили или знают, что ощутят на своих зарплатах экономические последствия коронавируса. И если решение самого талантливого и молодого российского игрока Кирилл Капризова уехать в «Миннесоту» вполне понятно, то сборы в Америку хоккеистов-середнячков вызывает сомнение. НХЛ — это не та лига, где играют за красивые глазки. У не пробившихся в составы будет небольшой выбор — вернуться домой или пропасть в низших американских и канадских лигах.