Транзитный грузопоток
До 40 млн тонн вырастет объем грузоперевозок по Северному морскому пути в 2024 году, такой прогноз дал спецпредставитель госкорпорации по вопросам развития Арктики Владимир Панов. Он назвал объем – рекордным. В 2023 году объем составил 36,254 млн тонн, превысив целевой показатель более чем на 250 тыс. тонн. В тот год объем транзитных перевозок по СМП составил 2,15 млн тонн. И этот показатель тоже назвали рекордным.
Ранее, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Панов сообщил, что в 2024 году Росатом планирует ставить рекорды ежегодно.
«Мы каждый год будем видеть рекордное увеличение грузопотока по СМП, то есть каждый год мы будем видеть исторический рекорд по всему пути», — сказал он
В этом году рекорд станет возможным благодаря коллегам из Китая: в прошлом году на маршрут заявился только один китайский грузоотправитель, в этом — сразу несколько, об этом накануне Сергей Зыбко, генеральный директор ФГБУ «Главсевморпуть» (входит в «Росатом»)
«Современное судоходство должно быть предсказуемым, чтобы оператор, грузоотправитель, грузополучатель имели четкое представление, сколько по времени из общего маршрута, например, из Шанхая в Санкт-Петербург, займёт прохождение по Севморпути в каждый месяц», — сказал он на форуме «Арктика – регионы» в Архангельске.
Путь по СМП не может быть одинаковым круглый год, добавил Зыбко. А участникам логистической цепочки и грузовладельцам необходимо понимание сроков. Эту проблему глава «Главсевморпути» назвал вызовом, который необходимо решить.
Основа транзита
Весьма неоднозначна трактовка понятия «транзитных грузов», об этом говорит Юрий Чижков, руководитель северо-западного отделения Международной академии транспорта. Эксперт уточняет, по данным Росатома, в 2023 году основу транзитных грузов составили порядка 1,5 млн тонн нефти, порядка 350 тыс. тонн железорудного концентрата и 140 тыс. тонн СПГ. Да, из иностранцев – только одна. Китайская судоходная компания NewNew Shipping Line сделала восемь рейсов и перевезла около 100 тыс. тонн грузов транзитом по Севморпути. Это – менее 0,7% всего транзита, подсчитал Чижков.
«Таким образом, говорить сегодня о международном транзите излишне оптимистично. Подавляющий объем грузов, идущих транзитом по СМП, составляют отечественные экспортные нефть, газ и железорудный концентрат», - подчеркивает эксперт.
Даже в летне-осенний период навигации по СМП экономически целесообразно возить грузы из портов Северо-Запада только в порты Японии, Кореи и Восточного Китая, добавляет Чижков. Из Мурманска, дополнительно, во Вьетнам и Тайвань. А в остальные страны Южной Азии, в Индию, по южному морскому транспортному коридору. Предпочтительнее через Суэцкий канал. В остальное время года, особенно при необходимости использования ледокольного сопровождения, любой из этих маршрутов с использованием СМП, экономически убыточный, с жаром заявляет он.
«Важнейшими факторами, влияющими на общий объем грузоперевозок по Севморпути и транзит, в частности, являются – имеющаяся грузовая база и транспортная инфраструктура, включая суда для перевозки грузов. К этому, безусловно, добавляются климатические условия, параметры судоходных маршрутов, обеспеченность надежной связью и навигацией и много другое», — рассуждает Чижков.
Неаккуратный оптимизм
Оптимистичные прогнозы последних лет увеличения грузоперевозок по СМП строились на быстром и своевременном освоении новых северных угольных и нефтегазовых месторождений, продолжает Чижков. Еще около четверти объема должен обеспечить «северный завоз», а также поставки оборудования для реализации арктических проектов, цветные металлы (медь Баимского месторождения, никель от «Норильского никеля»).
«Серьезные риски для ключевых арктических проектов создает отсутствие грузовых судов для вывоза ресурсов и полное отсутствие портофлота. Для «Восток Ойла» — «Бухта Север» и для Сырадасайского месторождения — «Терминал Енисей» о портофлоте вообще речи нет. Грузовые суда для этих двух проектов не строятся», — констатирует Чижков.
Итого, в 2023 году, по проекту «Северная звезда», вместо запланированных 1,8 млн тонн угля отгружено только 200 тыс. тонн. Планируемая в 2024 году перевозка 3,5 млн тонн вызывает большое сомнение, разводит руками эксперт. В октябре 2023 года правительство издало распоряжение о привлечении 23 иностранных судов для вывоза угля в 2024 году.
«Однако только три из них, да и то, с ограничениями, могут работать в зимний период времени.
Из 15 законтрактованных судов-газовозов, начато строительство только трех. Да, они строятся по заказу MOL и не попали под санкции, но их сдача задерживается. В результате у НОВАТЭКа нет флота для коммерческих отгрузок с «Арктик СПГ-2», несмотря на запуск первой линии проекта», — говорит он.
Из-за задержки начала отгрузок, добыча газа в рамках проекта «Арктик СПГ-2» в феврале 2024 года составила только 83 млн куб. м., что втрое меньше, чем месяцев ранее, и в пять раз меньше, чем в декабре 2023 года, заключает Юрий Чижков.