19 марта – день гибели контр-адмирала Владимира Ивановича Истомина. Имя героя Наваринского и Синопского сражений, одного из руководителей обороны Севастополя 1854-1855 годов золотыми буквами вписано в историческую летопись Крыма. «Оборона Севастополя потеряла в нем одного из своих главных деятелей, воодушевленного постоянно благородною энергиею и геройскою решительностью», – писал о безвременной кончине своего боевого соратника Павел Степанович Нахимов.
Ко дню памяти легендарного защитника Севастополя симферопольская библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского приурочила героико-краеведческую выставку «Бессмертную снискал он славу», цитатой которой стали пророческие слова В. И. Истомина: «Все, что в наших силах было, нами сделано…».
Издания, представленные в разделах выставки «От кадета и до адмирала жизнь Истомин Флоту посвящал» (В. Вовк), «Наше общее назначение – умереть, защищая Севастополь...» (В. Истомин), «Здесь давно забыт снарядов страшный вой и редуты поросли густой травой» (В. Стегачёв) знакомят со страницами славного боевого пути храброго адмирала. Будущий герой русского флота в юном возрасте был определен в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга, по окончании которого получил назначение на знаменитый линейный корабль «Азов» под начальством Михаила Петровича Лазарева. В октябре 1827 года гардемарин Истомин участвовал в Наваринском сражении и был произведен в мичманы. Вместе с молодым моряком сражались лейтенант Павел Нахимов и мичман Владимир Корнилов – будущие герои Севастополя.
В дальнейшем Истомин продолжил службу в русской Средиземноморской эскадре, затем на Балтийском флоте. С 1835 года по инициативе Лазарева Владимир Иванович был переведен на Черноморский флот, где прослужил около двадцати лет. В 1850 году Истомин был назначен командиром линейного корабля «Париж», во главе которого успешно участвовал в Синопском морском сражении и за отличие произведен в контр-адмиралы.
С началом Крымской войны и затоплением Черноморского флота в Севастопольской бухте, Истомин вместе с Нахимовым стал одним из организаторов сухопутной обороны Севастополя. С 13 (25) сентября 1854 года он возглавлял один из важнейших участков оборонительной линии – 4-ю дистанцию, включавшую Малахов курган и прилегавшие редуты. «Дистанция велика… и мне пришлось быть и артиллеристом, и инженером, и начальником войск»,– писал Истомин. Во время вражеских штурмов Владимир Иванович находился в самых опасных местах. «Прятаться за что-нибудь от смерти он считал недостойным, как недостойным считал и отдых. Бессменно стоял он на вахте с самого начала осады и спал, не раздеваясь, готовый вскочить по первой тревоге и отбиваться от штурмующих колонн», – писал о доблестном контр-адмирале Сергей Сергеев-Ценский на страницах эпопеи «Севастопольская страда». В период оборонительных боев Истомин получил ранение и контузию, но не оставлял своих подчиненных, восхищаясь их героизмом: «Просто не могу надивиться на наших матросов, солдат и офицеров. Такого самоотвержения, такой геройской стойкости пусть ищут в других нациях со свечой!».
Жизнь мужественного адмирала оборвалась в утренние часы 7 (19) марта 1855 года вблизи Малахова кургана. «Контр-адмирал Истомин убит неприятельским ядром на вновь воздвигнутом Камчатском люнете. Хладнокровная обдуманность при неутомимой деятельности и отеческом попечении о подчиненных, соединенная с блистательною храбростью и благородным возвышенным характером, вот черты, отличавшие покойного. Вот новая жертва, принесенная искуплению Севастополя!», – горько замечал П.С. Нахимов.
О памятных местах Севастополя, связанных с именем Владимира Ивановича Истомина (улице у Малахова кургана, носящей его имя, гранитном обелиске на месте гибели героя, мраморном бюсте в нише здания панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», месте упокоения контр-адмирала – Владимирском соборе) расскажут представленные на выставке краеведческие издания, а также информационный буклет «С Истоминым шаг назад был невозможен», подготовленный сотрудниками библиотеки.