В Севастополе заступились за больших бакланов
Оценка инициатив по внесению изменений в законодательную и нормативно-правовую базу РФ — одна из составляющих работы региональных парламентов. Каждое предложение депутаты рассматривают с точки зрения целесообразности и возможных последствий, после чего либо поддерживают, либо нет. На этот раз заключение севастопольских парламентариев оказалось отрицательным.
Инициативу депутатов Народного Хурала Бурятии, как сообщил на заседании заксобрания Антон Пархоменко, решено было не поддерживать в том числе с учётом мнения Севприроднадзора. Речь в обращении депутатов с далёких байкальских берегов шла о большом баклане — правила охоты предлагалось изменить ради сокращения численности этой птицы.
Как говорится в обращении, бить в набат заставило «превышение показателей максимальной численности баклана» на озере Байкал и в «придельтовых пространствах» окружающих его рек. Сейчас эта численность оценивается в 49 тысяч особей.
«Возрастающая популяция баклана на территории республики приводит к оскудению эндемичных рыбных запасов омуля, пагубному воздействию на среду обитания животного мира, нарушению биологического равновесия в экосистеме уникальной Байкальской природной территории», — утверждают авторы обращения.
В качестве обоснования предлагаются в том числе результаты «визуальных наблюдений» за охотящимися птицами.
«Баклан увеличивает нагрузку на все виды рыбы, поедая мальков, молодь и взрослых особей (ротан-головешка, карась, окунь, плотва, омуль, мелкая щука и др). Учитывая численность птиц на озере Байкал и в Забайкалье, объём и вес потребляемой рыбы (ежедневная норма потребления одного баклана — 350–750 г рыбы, птенцов — 350–450 г рыбы в сутки), число поедаемых рыб оказывается значительным», — обвиняют птиц депутаты.
Упомянуто в обращении и заражение бакланов 8 видами гельминтов.
«Как носители клещей, гельминтов и прочих экто- и эндопаразитов, бакланы являются источниками угрозы возникновения и распространения орнитозов и гельминтозов на территории Республики Бурятия, не исключая местных жителей», — предупреждают авторы.
Их предложение — снять запрет на уничтожение гнёзд баклана. Однако сотрудники Севприроднадзора, которых в качестве экспертов привлекли к оценке этой инициативы депутаты закса, считают, что делать этого нельзя. До 2014 года, напоминает Севприроднадзор, большой баклан, или Phalacrocorax carbo, считался исчезающим видом и был внесён в Красную книгу Бурятии. Разрешив уничтожение птичьих гнёзд, законодатели могут вернуть птицу к её прежнему статусу.
«Объекты животного мира, в том числе большой баклан, являются неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Российской Федерации», — напоминает Севприроднадзор, призывая не рубить с плеча без серьёзного научного обоснования.
Окончательное решение об участи бакланьих гнёзд будет зависеть от того, как отзовутся об инициативе бурятских коллег депутаты других регионов. Хочется верить, что Минприроды уничтожать гнёзда всё-таки не разрешит.
В Севастополе и Крыму наиболее распространённым видом баклана является Gulosus aristotelis, или баклан хохлатый. Однако и большого баклана в наших краях можно встретить тоже. В апреле 2023 года об этом рассказал журналистам нашего портала орнитолог, старший научный сотрудник отдела изучения биоразнообразия и экологического мониторинга Карадагского природного заповедника Михаил Бескаравайный. Большие бакланы прилетают на ЮБК и в Севастополь на зимовку. Осенью, зимой и ранней весной их часто можно увидеть в Балаклавской и Севастопольской бухтах. С мая по сентябрь такие встречи крайне редки, но всё-таки происходят — указание на это есть в разных источниках.
Кстати, об источниках: как рассказала ForPost глава Севприроднадзора Юлия Гаврилова, первое сообщение об «огромном количестве» больших бакланов в Севастопольской бухте относится к 1858 году. Наблюдение учёных за этими птицами в Крыму и Севастополе не прекращалось и позже. В том числе в них принимал участие и известный читателям ForPost Виталий Гирагосов.
Ольга Смирнова