В Севастополе на пасущуюся под окнами лошадь жалуются Путину
Увы, такова реальность нашего времени: некоторые люди либо не хотят вникнуть в суть работы органов власти и разобраться в их компетенциях, либо попросту разуверились в том, что чиновники на местах могут решить их проблему.
Ежедневно во все «высшие инстанции» и «главные ведомства» в огромных количествах поступают обращения, написанные «не по адресу». Не всегда они нелепы – многие действительно пытаются таким образом решить сложные проблемы, но жалуются порой совсем не тем, кто мог бы им в этом реально помочь.
Когда речь идёт об обычных гражданах, которым легко заблудиться в разветвлённых властных коридорах и запутаться в полномочиях обитателей кабинетов, это одно дело. Но бывает так, что подобные письма с претензиями и неисполнимым требованием «наказать всех подряд и без разбору» составляет юрист, взимая за это с доверчивых граждан плату.
О потоке бесполезных и безосновательных обращений в адрес депутатов местного заксобрания, а также о жалобах граждан на недобросовестность некоторых севастопольских юристов ForPost рассказала глава комитета по здравоохранению и социальной политике Татьяна Щербакова.
Смешались в кучу…
По словам парламентария, писем «не по адресу» от «правозащитников» приходит очень много. Так, одна из жалоб касалась незаконного содержания лошадей под окнами домов, причём направлено письмо было также президенту, губернатору и многим другим высокопоставленным чиновникам.
«От лица жителей он просит у депутатов и прочих адресатов «выдать предписание о прекращении незаконной деятельности по содержанию лошадей», «привлечь к ответственности». Юрист ведь должен понимать, что депутаты могут внести поправки в местные законы, но для непосредственного действия с лошадью есть ветеринария, департамент городского хозяйства, департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя», – недоумевает Татьяна Щербакова.
Понятно, что главное орудие юриста – это его слово, в частности, письмо-обращение. Но направить его правозащитник должен именно тому, в чьи полномочия входит решение проблемы гражданина.
Некоторые же развивают бурную деятельность на бумаге, отправляя письма сразу по двадцати адресам, начиная с администрации президента и генпрокурора и заканчивая какой-нибудь городской конторой или муниципалитетом.
Чаще всего именно там, «на низах», и выносится определённое решение, так что взывать ко всем подряд просто нет смысла.
Хороший, грамотный специалист не будет преувеличивать значимость своего труда, направляя письмо сразу во все ведомства, если достаточно написать в один комитет или департамент.
Более того, большинство проблем люди могут решить и без привлечения юристов, самостоятельно обратившись в орган власти. Обычно вопрос решается на местном уровне – тем органом, в чью компетенцию это входит, и совсем не обязательно сразу нести кому-то деньги, отмечает Татьяна Щербакова.
Такого же мнения придерживается и депутат Екатерина Бубнова, которой тоже приходит масса подобных жалоб. Она подчёркивает: некоторые «специалисты» пользуются тем, что уровень правовой культуры иных граждан невысок, и берут деньги за составление бесполезных и безграмотных писем, которые лишь кратно увеличивают бумагооборот и отнимают у заявителей драгоценное время в ожидании ответа.
Даже если какому-то небольшому числу людей везёт, и их проблема решается, это никак не связано с тем, что написанные «специалистом» жалобы получали президент, сенаторы и депутаты Госдумы.
Скорее всего, среди адресатов просто нашёлся профильный орган, который и разобрался в конце концов с ситуацией, если она разрешима, считает депутат.
К кому идти
Обращения к народным избранникам с просьбой «найти управу» на недобросовестных юристов не редкость, рассказала Татьяна Щербакова. Проблема зачастую в том, что люди невнимательно читают соглашение, которое подписывают, а в нём могут быть такие условия, что и спросить потом с юриста будет невозможно.
За направление жалоб и претензий берут тысячи, а порой и десятки тысяч рублей, и предъявить таким помощникам в итоге нечего: работа, обозначенная в договоре, фактически выполнена.
А то, что стоимость услуги завышена, – это уже вопрос договорённостей между специалистом и клиентом. В гражданском праве действует принцип свободы договора.
Депутаты напоминают: в Севастополе можно получить и бесплатную юридическую помощь – как государственных и партийных структур, так и социально ориентированных НКО, и призывают севастопольцев не спешить отдавать деньги в тех случаях, когда можно решить проблему самостоятельно.
Также можно обращаться в общественные приёмные органов власти, а ещё к омбудсменам.
Если же всё-таки без серьёзной юридической помощи не обойтись, то лучший вариант – обратиться к адвокату, поскольку его деятельность регламентируется Федеральным законом, а также «Кодексом профессиональной этики адвоката», ну и расценки у них фиксированные.
Выбирая юриста, необходимо обязательно заключать договор о предоставлении правовой помощи, и желательно, чтобы в нём было детализировано, что именно юрист будет делать для решения проблемы.
Слово защите
Определить, куда именно направлять жалобу и в каком порядке действовать, бывает сложно, так как в бюрократической системе большое количество разных ведомств.
Нет ничего плохого в том, что человеку подскажет специалист, пусть и не бесплатно. Главное, чтобы услуга юристом была оказана качественно, и вопрос решился, а для этого нужно не бумажки плодить, а реально заниматься проблемой. Такое мнение в беседе с ForPost озвучил руководитель общественной организации «Защита интересов граждан» Антон Афанасьев.
Однако, по его словам, человек действительно может наткнуться на недобросовестного юриста, который попытается ввести его в заблуждение, навязать ненужные услуги или просто начнёт изображать бурную деятельность, что совсем не является признаком компетентности.
«Некоторые пускают пыль в глаза, демонстрируют слишком большую активность: сейчас мы напишем жалобу в следственный комитет, налоговую, администрацию президента – и вопрос сразу решится. При этом берут они за письма немалые деньги. Кто-то сразу начинает убеждать обратившегося в том, что он во всём прав, и дело его абсолютно выигрышное – нужно только заплатить. А в итоге результата нет», – объясняет риски правозащитник.
Что посоветовать?
Платить или не платить за юридическую помощь, каждый решает сам.
Но руководитель общественной правозащитной организации Антон Афанасьев и депутаты призывают не торопиться обращаться к юристам с таким видением решения проблемы, как написание жалоб во все возможные ведомства.
Нужно помнить: ни президент, ни премьер не решают частные проблемы граждан. Каждое министерство, ведомство и управление занимается только своими вопросами: МВД борется с преступностью, Роспотребнадзор защищает права потребителей, а департамент городского хозяйства отвечает за ЖКХ.
Ни один из органов власти в компетенцию другого не вмешивается. Исключение – прокуратура, но писать сразу генпрокурору тоже не стоит: письмо будет перенаправлено в ответственную уполномоченную структуру.
Жаловаться можно кому угодно – по закону обращение обязательно примут и зарегистрируют. Однако потом его, скорее всего, перешлют, например, в какой-то из департаментов городского правительства. Либо вы просто получите ответ: «Не входит в компетенцию».
Со стороны может показаться, что труд юриста заключается только в работе с документами: написать жалобу или претензию, составить заявление, подать иск. Однако для хорошего юриста всё это – только инструменты, которыми он решает вашу проблему.
Для некоторых же написать очередную бумагу – это и есть суть работы.
«Чтобы юрист не просто упражнялся в литературном жанре, а занимался вашей проблемой, ставьте перед ним чёткую цель. Также постарайтесь добиться того, чтобы вам озвучили перечень жалоб, их содержание и адресатов, пояснили, в какой степени эта помощь будет способствовать решению вопроса», – советует Антон Афанасьев.
Если вы решили обратиться за помощью к специалисту, предпочтение лучше отдавать адвокатам, поскольку они «скованы» законом. Проще говоря, адвокатов наказать можно, юристов – нет.
В любом случае внимательно читайте гражданско-правовой договор, в котором должны быть прописаны все условия, включая объём работы и порядок оплаты. И помните: никто не может гарантировать вам положительный результат.
Адвокат и юрист не всегда способны помочь клиенту, потому что решение всё равно за судьёй или чиновником. Юрист может только влиять на процесс, оказывать юридическую поддержку.
Алина Громова