В Севастополе ребёнок стал помехой в получении помощи от государства
Случаются казусы и с молодыми семьями, которые государство старается всячески поддерживать, в том числе в части увеличения рождаемости.
Но молодые супруги из Севастополя столкнулись с тем, что помощь им не положена… потому что семья увеличилась. Пока пара ждала своей очереди на субсидию для частичного погашения ипотеки, у них родился второй ребёнок – и теперь купленная квартира не соответствует условиям госпрограммы.
Как так получилось и, самое главное, можно ли обойти бюрократический казус, выяснял ForPost.
Боремся за рождаемость?
В редакцию ForPost обратилась жительница Севастополя Анастасия. Вместе с мужем они несколько лет назад подали документы на участие в федеральной программе «Молодая семья», в рамках которой они могут рассчитывать на возмещение трети стоимости квартиры, взятой в ипотеку.
Помощи по этой программе молодые супруги ждали с 2018 года. Они подтвердили нуждаемость в улучшении жилищных условий и взяли в ипотеку квартиру площадью 30 кв. м.
В ожидании выплаты молодая семья пополнилась новым членом. Радостное событие произошло в 2022 году, и о нём молодые люди уведомили профильный департамент правительства, включив второго ребёнка в программу.
В этом году, спустя пять лет ожидания, подошла очередь получать заветный сертификат. Но оказалось, что теперь купленное жильё не соответствует нормативу – учётной норме жилплощади на одного члена семьи, которая согласно условиям программы должна быть не менее 12 квадратных метров. У молодой семьи после появления второго ребёнка показатель уменьшился. Соответственно, выдать субсидию государство не может. Так паре сказали в управлении жилищной политики, когда они пытались подать документы для получения выплаты.
«Сертификат вам положен, только “я вам его не отдам”, называется. Наша взятая в ипотеку квартира перестала отвечать требованиям программы, и сертификат под неё нам выдать не могут, хотя мы и попали в программу в далёком 2018 году, а малыш родился четыре года спустя», – сетует обратившаяся в ForPost женщина.
По словам Анастасии, чиновники капстроя документы не приняли, заявив, что молодую семью ждёт отказ. При этом женщине озвучили сразу два варианта решения проблемы. Во-первых, пара может досрочно погасить ипотеку и под залог этой квартиры взять другое жильё нужного метража. Во-вторых – развестись, чтобы пропорция квадратов и членов семьи снова вернулась «в рамки».
«Ситуация абсурдная. Получается, что в нашей стране борются за рождаемость и создают программы для помощи молодым семьям – но если ты родил, то тебе теперь эту самую помощь дать не могут и исключают из программы. Это как? А если у кого двойня рождается, что дальше?», – негодует Анастасия.
Откуда семье, где мама сидит в декрете с ребёнком, взять несколько миллионов для погашения ипотечного кредита, чиновники тоже не задумываются. Если бы такие деньги были, не пришлось бы обращаться за помощью к государству, подчёркивает очевидное женщина.
Под колёсами бюрократической машины
Документы у пары всё-таки приняли, но только после огласки ситуации: Анастасия описала её в социальных сетях, привлекая внимание общественности и журналистов. Но теперь девушка очень боится, что после рассмотрения вопроса им всё-таки откажут.
ForPost обратился в департамент капитального строительства за официальным комментарием. Исходя из ответа, можно сделать вывод: если семье дадут помощь, то нарушат тем самым их права.
Свою позицию чиновники объясняют так: если семья использует соцвыплату на погашение ипотечного кредита на это жильё, то останется нуждающейся, так как на момент выдачи свидетельства на четверых членов семьи в квартире будет меньше учётной нормы площади жилого помещения: 30,4 вместо 36 кв.м..
«Учитывая изложенное, а также с целью недопущения нарушения прав граждан в части обеспечения жильём по учётной норме площади жилого помещения необходимы разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», – указано в ответе департамента.
В итоге, решение о выдаче сертификата или отказе будет принято только после получения ответа от федерального министерства.
По информации капстроя, в Севастополе до этого случая проблемы с получением помощи по программе не возникали: ни одного отказа на 214 семей. С 2016 по 2022 год в городе выданы сертификаты на общую сумму почти 250 миллионов рублей.
Пока молодая пара ожидает итогов консультаций регионального ведомства с федеральным, ForPost обратился к юристам, чтобы понять, действительно ли в данном случае ребёнок может помешать получению заветного сертификата.
Правозащитник, с которым пообщался ForPost, подчёркивает: в федеральном законодательстве нет такого основания для исключения молодой семьи из списка участников, как появление ребёнка.
«Защита прав молодых семей определяется на уровне Правительства РФ с целью, в том числе, демографического развития населения страны. Федеральным законодательством установлены определённые основания для исключения молодой семьи из списка участников. Появление в семье ребёнка не может являться основанием для исключения их из списков участников программы», – уверена руководитель симферопольской юридической компании «Казус Белли» Дарья Шумак.
Юрист посоветовала семье получить письменные разъяснения и отказы органа, принимающего заявления, для последующего правового анализа: в случае необходимости решение можно будет оспорить в суде.
Анастасия и её муж очень надеются на то, что неповоротливость бюрократической машины всё-таки удастся преодолеть.
Выход нужно искать
Депутат местного заксобрания Татьяна Щербакова, курирующая социальную политику, говорит о том, что подобных этой ситуаций хватает, и законодатели разбираются с проблемами в каждом конкретном случае.
Так, севастопольским депутатам удалось разрешить правовую коллизию, из-за которой жители севастопольских сёл не могли получить положенные им по закону льготы – надбавки к пенсии, льготы по тарифам и другие виды государственной поддержки.
Законодатели добились включения сёл в федеральный реестр сельских населённых пунктов. В результате люди, проработавшие в сфере сельского хозяйства 30 лет и проживающие в сельской зоне, могут получать положенные им льготы – для этого нужно подать соответствующие документы в Пенсионный фонд.
Тогда депутаты и севастопольская прокуратура выражали твёрдую позицию: при юридических или законодательных противоречиях нужно руководствоваться тем, что защищает интересы граждан.
«У нас есть минимум льгот, которые выдаются автоматически. Но севастопольцы всегда могут прийти в соцзащиту с документами и спросить, положены ли им какие-то льготы. Если у человека есть право на государственную помощь, но из-за пробелов в законодательстве или чьей-то ошибки это право не реализуется, можно обращаться к депутатам, иногда – в прокуратуру», – говорит Татьяна Щербакова.
Часто такие обращения, по её словам, служат для депутатов поводом инициировать поправки в действующее законодательство. Дорабатывать приходится и подзаконные акты, и федеральное законодательство.
«Не всегда получается помочь, но это не повод не делать попытки. Чиновники довольно ограничены рамками: их могут наказать за нецелевое использование средств, за превышение полномочий. А жизнь-то разнообразнее любого документа. В Севастополе у нас часто получается в результате совместной работы с коллегами из правительства, а также с прокуратурой найти выход на местном уровне», – подчёркивает глава комитета по здравоохранению и социальной политике.
В качестве примера Татьяна Щербакова привела региональный закон о жилищных сертификатах для детей-сирот (№ 691-ЗС), в который после обращений граждан и анализа практики его применения были внесены изменения. Закон устанавливал рамки, касающиеся трудоустройства: не менее шести месяцев до подачи заявления нужно было официально работать. Таким образом, под действие документа не попали беременные женщины и те, кто находится в декретном отпуске. Этот пробел устранили путём внесения изменений в документ.
Как отметила Татьяна Щербакова, в закон о льготах для участников СВО на основании обращений граждан тоже вносятся изменения, чтобы максимально упростить возможность получения помощи военнослужащим и их семьям.
Семье Анастасии депутат тоже готова попытаться помочь: нужно лишь написать обращение.
Ольга Зубрицкая