В Севастополе требуют «разминировать» от строительных бомб опасное постановление Минкульта
Так считает депутат Законодательного собрания Севастополя Вячеслав Горелов, и не он один — к моменту завершения публичных обсуждений на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов за нововведения проголосовало 168 человек, а против — в 40 раз больше, 6978 человек.
Причина в том, что новый порядок освоения земель делает необязательным предварительную проверку участка на потенциальные исторические объекты, и проводить или нет археологическую разведку, решает сам заказчик работ — даже если ранее на территории уже находили ценные исторические объекты. Если же вдруг что-то обнаружится в процессе — государственная историко-культурная экспертиза такого объекта и археологическая разведка должны быть проведены исключительно «в пределах места его обнаружения».
В комментарии ForPost депутат отметил: есть основания полагать, что проект вызвал неприятие научного, археологического сообщества, а также тех, кто занимается охраной ОКН в силу должностных полномочий.
Это подтверждается коллективным обращением Всероссийского археологического съезда по проблеме защиты археологического наследия — в нём сформулированы причины резко отрицательного отношения учёных к обсуждаемому проекту.
Свои возражения Вячеслав Горелов изложил в обращениях советнику Президента России по вопросам культуры Владимиру Толстому, заместителю полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Кириллу Степанову и сенатору Сергею Колбину.
Он напомнил, что законодательство не может противоречить Конституции РФ и должно обеспечивать баланс между сохранением культурного наследия и ведением хозяйственной деятельности. Здесь же налицо ориентир на интересы хозяйствующих субъектов в ущерб археологическому наследию.
В качестве примера Вячеслав Горелов привёл севастопольскую статистику: здесь за последние 5 лет в ходе охранно-спасательных работ было найдено более 200 памятников археологии, в том числе — уникальных памятников археологии античного периода.
«До проведения предварительного обследования земельных участков, переданных для размещения объектов строительства, археологи и строители не имели сведений об этих памятниках», — подчёркивает он.
Обязательное предварительное обследование — действенный и оптимальный инструмент сохранения археологического наследия. Он выгоден и самому застройщику — конечно, в том случае, если застройщик действительно ответственный, а не только позиционирует себя таковым.
Стоимость археологического обследования в масштабах строительства невелика, а вот внезапное обнаружение археологического памятника заметно увеличит и стоимость, и сроки потребовавших изменения работ.
«Напротив, проведение археологической разведки перед строительными работами позволяет на стадии проектирования вычленить археологические памятники, физически сохранив объект культурного наследия, либо запланировать финансовые и временные ресурсы на проведение археологических раскопок», — обращает внимание Вячеслав Горелов.
Сложно будет и руководствоваться постановлением, обращает внимание он: трактовки неоднозначны и содержат некорректные нормы — например, о праве заказчика самому решать, проводить археологическую разведку и историко-культурную экспертизу или нет.
«Минимизация сроков и стоимости строительных работ является приоритетом для заказчика или застройщика, и это будет главным аргументом, чтобы избежать проведения археологических полевых работ», — указывает на очевидные «мины» проекта севастопольский депутат.
Кроме того, проект никак не определяет, что должен делать заказчик или застройщик в случае обнаружения потенциальной археологической ценности — приостановить работы, проинформировать региональный орган охраны объектов культурного наследия и т.п.
«Более того, региональный орган охраны объектов культурного наследия исключён из процедуры обеспечения сохранения объекта археологического наследия, обнаруженного при проведении земельных работ, что противоречит логике действующих норм законодательства о государственной охране объектов культурного наследия», — настаивает Вячеслав Горелов.
Отметим, что глава Севнаследия Ирина Масликова заверила ForPost в своём негативном отношении к проекту.
«Прошу Вас оказать содействие тому, чтобы данный проект постановления Правительства Российской Федерации был снят с рассмотрения или как минимум существенно доработан с учётом вышеизложенного», — завершает своё обращение Вячеслав Горелов.
Отметим: яркий пример предложенного проектом подхода в Севастополе — строительство культурного кластера на мысе Хрустальном. Начатое вопреки закону без обязательного археологического обследования, оно уничтожило ряд памятников, о существовании которых было известно из документов и свидетельств старожилов. После вмешательства общественности раскопки были произведены — но потребовали неоднократного изменения проекта. И даже в этом случае проект кластера сделал невозможным восстановление храма Св. Иоанна Воина, руины которого были обнаружены во время археологических изысканий.
Светлана Косинова