Заксобрание Севастополя высказалось за QR-коды
Не смутило парламентариев даже предложение голосовать поименно.
Мы все под колпаком
Поначалу предугадать исход обсуждения было сложно. Выступивший первым Роман Кияшко высказался резко против, упомянув практически все страшилки, которые можно встретить в соцсетях и прочих местах, где люди обмениваются мнениями. Хотя нет, не все: о чипировании несчастных через укол речи не было.
Зато было предположение, что QR-коды вводятся с хитрой целью «контролировать, отслеживать, смотреть, собирать базу данных».
«Переживающие о том, что всем будет присвоен код, забыли, что с начала 2000-х у нас есть ИНН, СНИЛС, а те, кто имеют электронную почту или страницу в соцсетях, имеют и ID, или идентификатор», — ответила на это Татьяна Щербакова.
Она сообщила, что при рассмотрении на профильном комитете широко обсуждаемого законопроекта о внесении изменений в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» депутаты решили подготовить постановление, в котором изложили свои предложения по усовершенствованию этого документа.
Речь идёт о двух моментах. Во-первых, парламентарии считают необходимым «активизировать работу по определению достаточного защитного уровня антител, а также закрепить нормативным правовым актом данный показатель как основание для получения в дальнейшем сертификата о перенесённом заболевании».
То есть возможность получить QR-коды должна быть и у тех, кто переболел без врачей, но антителами обзавёлся. Это предложение внёс Антон Пархоменко.
И во-вторых, депутаты предлагают «усовершенствовать механизм предоставления персональных данных и обращения с ними при проверке QR-кода, а также рассмотреть возможность введения санкций против злоупотребления личной информацией».
Напомнила Щербакова и о том, что принятие закона не будет означать введения ограничений немедленно. Это возможно при наличии многих условий, то есть в обстоятельствах, которых всем очень хотелось бы избежать.
«Говоря об ограничении прав людей, хотела бы напомнить, что права есть и у медиков, которые работают в крайне непростых условиях. И напомнить об их правах — например, праве встретить НГ со своей семьей. Но из-за огромного количества заболевших они такой возможности не имеют», — сказала Татьяна Щербакова.
«Никто не поймёт»
Вряд ли кого-то удивит, что категорически за законопроект высказалась главврач городской инфекционной больницы Инга Матяж.
«Тема для меня очень больная. И если кто-то говорит, как он меня понимает, это не так. Никто не поймёт, что это такое — когда ты выхаживаешь пациента месяц, а в итоге он всё равно умирает», — сказала она.
Напомнила Матяж и о том, как в 1959-1960 годах в Москве и Подмосковье боролись с завезённой из Индии чёрной оспой. За месяц было привито 110 млн человек, а въезд и выезд из столицы были попросту закрыты. И тогда стоящие у власти коммунисты не рассуждали ни о правах человека, ни о других тонких обстоятельствах.
Нагрузка, с которой работают врачи и медсёстры, невероятна, и это нагрузка не только физическая, но и моральная. Севастопольские врачи, по словам Инги Матяж, смогли вздохнуть чуть более свободно только в конце ноября. И это, считает она, — следствие массовой вакцинации, пик которой пришёлся на октябрь. Сейчас очень важно не вернуться к прежним чудовищным показателям заболеваемости и смертности.
«Цель у нас одна»
Статистика говорит, что в списках путешествующих за год оказалось 57 млн россиян, сообщил Антон Пархоменко. И привитых среди них — лишь порядка 30%. То есть предлагаемые законом меры — попытка минимизировать риски там, где эти риски наиболее вероятны.
За принятие постановления высказался и глава бюджетной комиссии Вячеслав Аксёнов. Он подчеркнул, что выступает в том числе и как экономист: ведь на лечение больных ковидом тратятся гигантские средства.
«А сколько больных умерло от того, что вовремя не приехала скорая, которая была задействована в обслуживании больных ковидом? Сколько людей не попали на плановое лечение? Их не счесть. В этом году большая часть обращений ко мне как к депутату была связана с ковидом. И они делились на две группы: одни люди со слезами на глазах просили помочь, потому что их родные попали в больницу, а другие боялись, что из-за ограничений не попадут в музей или кино. Слушайте, ну это несопоставимые вещи! И это крайне безответственно — не принимать никаких мер в такой ситуации», — сказал Вячеслав Аксёнов.
Екатерина Бубнова напомнила, что речь идёт о конкретных предложениях, которые депутаты севастопольского заксобрания считают необходимым учесть при работе над законопроектом. И это — их вклад в общую большую работу. Дискуссия же, уверена она, полезна — в том числе и потому, что замолчать её будет невозможно. Единственный выход — извлечь из неё всё самое ценное и полезное. В том числе определить, наконец, «какой уровень антител настолько хорош, что имеет право на QR-код».
«У нас с вами одна задача, одна общая цель — чтобы этой пандемии не было. Каждый хочет, чтобы эта ужасная ситуация прошла, как страшный сон. Но сделать вид, что её не существует, — это не решить проблему. Мы не в карты играем — это жизнь и смерть», — сказала Екатерина Бубнова.
Не наш метод?
Более осторожно высказался председатель комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов. В союзники он взял Президента, сказавшего, что наш путь — убеждение, а не принуждение.
«Любой закон — очень сильное оружие, и пользоваться им надо очень аккуратно, иначе можно наворотить такого, что плохо станет и власти, и людям», — предупредил он.
В финале выступления Горелов всё-таки сказал, что постановление поддерживает и считает правильным. Хотя и высказал мнение, что федеральный законопроект нужно переработать.
Спикер Владимир Немцев сообщил, что в заксобрание поступило более 20 обращений от авторитетных общественных организаций Севастополя, которые просят законопроект поддержать.
«Сколько ещё людей должно уйти из жизни, чтобы мы что-то начали делать? Мне кажется, получение QR-кода — не такая уж большая плата за жизнь и здоровье. Я думаю, со мной согласятся все, кто прошёл через эту болезнь», — сказал он.
В поддержку законопроекта выступил от имени Общественной палаты и её председатель Сергей Потемкин.
С неожиданным заявлением выступил Евгений Дубовик. Оно понравится многим: Дубовик предположил, что российская власть «пытается расшатать строй». В качестве примера были приведены пенсионная реформа, обсуждение поправок к Конституции и ещё некоторые моменты новейшей истории. Народ сознательно пытаются разделить, и главная цель — заставить россиян забыть о своих проблемах. А теперь вот и коды!
«Я сразу скажу — я вакцинировался, семья моя вакцинировалась, но добровольно, сами. Потому что посчитали, что так необходимо», — рассказал Дубовик.
Хочется посоветовать всем нашим читателям последовать примеру сознательного депутата и его семьи. Постановление же было принято большинством голосов. Не смутило даже высказанное Романом Кияшко предложение голосовать поименно. Против высказались 5 депутатов, ещё 3 воздержались, остальные проголосовали за. Так что идём вакцинироваться и ревакцинироваться. А потом — с чистой совестью и спокойной душой в поезд, на самолёт, в кино и куда угодно.
Ольга Смирнова