Как прекратить мусорный беспредел в Севастополе
Возим воздух?
Глава Ленинского района Максим Мишин, которого севастопольцы задолго до его назначения знали по его общественной деятельности, уверен, что есть. Хотя происходящее с мусором сейчас возмущает и его. Возмущает, возможно, даже больше, чем рядовых горожан – ведь главу района, как представителя власти, люди винят в неспособности навести порядок. По его убеждению, первое, что нужно сделать для наведения этого порядка – это изменить сам подход к оплате вывоза мусора. Сегодня эта оплата привязана к вывезенному объему. Вывоз мусора из одной «лодки» стоит несколько тысяч, одного контейнера – 317 рублей:
«Машина приехала, взяла этот бак, перекинула его, даже если он пустой, - 317 рублей. До тех пор, пока мы не перестанем возить воздух, у нас ситуация с мусором не поменяется. Вот когда мы будем оплачивать вес, а не кубатуру, оператор будет искать этот мусор по городу! - говорит Мишин».
Значительно удешевить вывоз мусора, уверен он, могло бы его прессование (да простят нас специалисты, если этот термин не соответствует высоким профессиональным стандартам). Техника, способная прессовать мусор, в Севастополе есть в достаточном количестве, но она, как утверждает Максим Мишин, почему-то не применяется.
«Разговаривая с представителем «Чистого города», я спросил, до каких объемов можно сжать 8 кубов мусора? Оказывается, практически до 1 куба, потому что в основном это воздух: пакет большой, пакет маленький и пр. То есть число рейсов на полигон можно сократить пусть не в 8, но в 5-6 раз».
Третье, что, по мнению главы района, не позволяет навести порядок – это отсутствие системы, при которой за весь процесс отвечало бы одно юридическое лицо. Сегодняшняя ситуация напоминает рассказ Михаила Жванецкого в исполнении Аркадия Райкина о человеке, который пытался понять, кто сшил ему кривой костюм. Дойти до сути ему так и не удалось: за каждую операцию, приведшую к плачевному результату, отвечал отдельный человек. У нас с мусором происходит то же самое.
«Во времена СССР приезжала мусорная машина, водитель и его напарник сами открывали мусорокамеры, выносили мусор, высыпали его и ставили контейнер на место. Сейчас выкатить бак и навести порядок в мусорокамере - это работа дворника, которая фактически не оплачивается. Это не преувеличение: я начал разбираться с УК, и оказалось, что стоимость ежедневной уборки таких камер в пяти подъездах пятиэтажного дома ежедневно стоит 500 рублей в месяц. Какой нормальный человек будет это делать?» - спрашивает Максим Мишин.
В принципе, установить более адекватную оплату могли бы жильцы, проведя общее собрание и приняв соответствующее решение. Но убедить людей увеличить любой тариф – задача труднорешаемая. Позитивные примеры в Севастополе тоже есть, но это исключения из общего правила.
Без комплексов
Отдельная тема – периодичность вывоза мусора. На некоторых контейнерных площадках, говорит глава района, он уже готов за свой счет поставить камеры, поскольку получить доступ к данным GPS мониторинга оказалось невозможно. Плюс приницпиальные разногласия в вопросе о том, достаточно ли вывозить мусор один раз в день там, где этого явно не хватает!
«По ул. Сеченова мы наконец-то договорились - мусор оттуда буду вывозить два раза в день. Такая периодичность позволяет иметь чистую контейнерную площадку. Но «Благоустройство города «Севастополь» (далее «БГС» - ред.) утверждает, что одного раза в день вполне достаточно и что во все нормы такая периодичность укладывается. Но по факту этого не хватает», - говорит Мишин.
Еще одна беда – безответственность физических и юридических лиц, которые не заключают договоры на вывоз мусора. Гораздо активнее, уверен собеседник, должно быть в этом вопросе и «БГС».
«Давайте посмотрим, что творится на Фиоленте, - предлагает Мишин. - Там около 9 тысяч участков. На одного человека в среднем получается около 2 кубов мусора в год. Допустим даже, что этот человек на участке один. Все равно получается около 18 тысяч кубов. А вывозится оттуда за год всего порядка 7 тысяч кубов. Договоры заключены у единиц. Кто когда работал с собственниками, кто обходил эти ТСН? По части заключения договоров "БГС " недорабатывает очень сильно».
Уже ставшая знаменитой свалка в районе "Маяка"- настоящий позор Севастополя
Ситуация на Фиоленте возмущает всех, кто там бывал в последнее время. В частности, три дня назад о разрастающейся свалке возле остановки «Маяк» рассказал телеканал «Первый Севастопольский». Но с договорами на вывоз мусора беда не только на Фиоленте и в других местах, обжитых СНТ.
«Недавно вижу, как в одном из магазинов на ул. Льва Толстого сотрудники выбрасывают коробки на контейнерную площадку. В здании три юридических лица. Спрашиваю – хоть один договор, заключенный с «БГС», показать можете? Нет. А такие договоры должны быть в обязательном порядке. Если мы выдаем лицензию на что-либо, если мы выдаем разрешение на открытие торговой точки, то, наверное, необходимо требовать предъявить и заключенный договор с региональным оператором. А в случае смены собственника или сдачи помещения в аренду это должно дополнительно подтверждаться. А если этого нет, должен быть какой-то достаточно серьезный штраф», - говорит глава района.
Сегодня предприниматели не стесняются до такой степени, что в выброшенных в центре города мешках с мусором можно обнаружить даже невостребованные покупателями магазинные чеки, - утверждает он. Или бумажные стаканчики с брендом заведения.
«Штраф за такие вещи должен быть порядка ста тысяч, тогда и отношение будет совсем другое. Найти, откуда это выносится, не составляет труда. Но адекватного наказания все равно не будет. Итог – мешки с мусором, которые стоят в центре города, на ул. Генерала Петрова, возле Комсомольского парка, на площади 300-летия Российского Флота и еще во множестве мест».
«Лодка» - зародыш свалки?
И последнее, о чем стоит сказать, - это так называемые «лодки» для сбора мусора. За время своей работы Максим Мишин успел проникнуться к ним глубочайшей неприязнью. Во-первых, как он уже пояснял ForPost, в «лодки» везут строительный мусор, то есть отходы 4-5 класса опасности. Во-вторых, убежден глава района, «лодки», по сути, порождают новые свалки:
«Я это легко докажу на примере нескольких точек. Например, на улице Ивана Голубца есть «лодка» и контейнерная площадка. Контейнеры пустые, в лодке и вокруг нее – свалка. И в какое бы время вы ни приехали, вы увидите то же самое. Поэтому я буду добиваться, чтобы в Ленинском районе «лодочек» не было. Только контейнерные площадки и нормальная периодичность их вывоза. Даже если кто-то принес на площадку диван или холодильник, даже если они постоят там 2-3 дня, это не катастрофа. Но таким образом организовывать свалки я смысла не вижу».
Казалось бы, свалки рядом с пустым контейнером – вещь для нормального человека непостижимая. Однако Максим Мишин готов предъявить фото- и видеосвидетельства своей правоты. И это, конечно, повод задуматься и о поведении самих жителей города. Впрочем, не только это.
Желаем главе Ленинского района удачи в непростой борьбе с мусором и той не совсем разумной системой, которая не дает навести в городе порядок. Принимать решительные меры действительно пора – во время отчета Евгения Горлова об этом заявил даже глава комитета городского хозяйства Вячеслав Камзолов, всячески старавшийся говорить о хорошем.
Сам Евгений Горлов, говорят, на одном из посвященных мусору совещаний привел в пример Сочи, где «плечо» вывоза мусора больше, чем в Севастополе, а на компенсации бюджет тратит меньше. При этом, говорят, в Сочи чисто. А у нас, увы, нет.
Ольга Смирнова