Покупка земли сделала севастопольца пострадавшим, свидетелем и подозреваемым в одном лице
Покупка с сюрпризом
На «Авито» Иван увидел объявление о продаже подходящего для его бизнеса (строительство коттеджей) участка в Гагаринском районе. Цена была, как говорит мужчина, адекватной, отнюдь не заниженной. Участок смотрели с риелтором Ларисой: как объяснила женщина, хозяин приедет на сделку.
Хозяин на сделку приехал, и нотариус, изучив его паспорт с лупой и в синем свете, оформила договор купли-продажи. Как обратил внимание Иван, деньги — 2,6 миллиона рублей — риелтор почему-то положила в свою сумку.
Через несколько дней Иван обратился к председателю СНТ, чтобы узнать, оплачена ли возможность подключения к водо- и энергосетям. Председатель удивился новости о продаже участка — по его информации, хозяин живёт в Воронеже и продавать землю не собирается. Мужчина пообещал связаться с ним и прояснить ситуацию.
«Землю он не продавал и не собирается!»
— это известие настигло Ивана буквально на пороге кабинета нотариуса, к которому он пришёл за получением выписки из ЕГРН о праве собственности на участок.
Иван нотариусу вопросов задавать не стал, но получил подтверждение, что имеется видеозапись сделки.
Потерпевший свидетель
Выйдя от нотариуса, Иван позвонил в Воронеж и сообщил хозяину участка о произошедшем. Когда тот прислал ему свои данные паспорта и фото, стало ясно — у нотариуса был другой человек. Данные в предъявленном на сделке документе не совпадали только в графе о регистрации — там была обозначена предыдущая прописка по уже неактуальному адресу.
«Он меня спрашивает: „Наши действия?” Я отвечаю: „Не переживайте, я буду подавать заявление, я законопослушный человек, мне такая земля не нужна. Я не буду её ни перепродавать, ни переоформлять”», — рассказывает Иван.
Он тут же позвонил к не очень близко, но всё же знакомому сотруднику полиции, который служил в управлении экономической безопасности и противодействия коррупции.
«Тот доложил начальнику, вышел и сказал: берём в разработку. Я передал ему копии документов, говорю — а заявление? „Потом”. Ещё четыре дня я просил написать заявление, в конце концов 19 апреля он принял его у меня на Пушкина, 10», — говорит Иван.
Заявление было подано по Ленинскому району, но прозвучавший вскоре звонок был из Гагаринского ОМВД. Приехав туда, Иван узнал, что настоящий владелец земли обратился в полицию в связи с незаконной продажей своего участка.
«Я вас не знаю и решил перестраховаться», — объяснил он своё решение не надеяться на заявление Ивана. Понять можно.
«Вообще-то у меня больше оснований для недоверия, потому что в период сделки по этому непонятному паспорту в Крыму был отец собственника», — считает Иван, но эту тему дальше не развивает.
У следователя мужчина выяснил, что его заявлению не дан отдельный ход, а оно приобщено к делу, открытому по обращению собственника земли. Потерпевшим в этой истории считается только он, а сам Иван — исключительно свидетель, добросовестный приобретатель и собственник участка.
Двух потерпевших юридическая логика, видимо, не допускает.
Движение вниз
Отвечать на вопросы в качестве свидетеля, а не потерпевшего, Иван отказался — а ещё через пару дней превратился из свидетеля в подозреваемого.
«Утром — звонок от следователя, которая находится у моего дома и хочет пообщаться. Я вышел, а у неё и оперативника — постановление об обыске моего дома. Там написано, что у меня могут быть предметы, доказывающие мою причастность к мошенничеству, и нужно изъять документы, компьютер, телефон и другие информационные носители. Выяснилось, что в действительности интересует только договор купли-продажи. А я с ним два раза приходил в отдел, и два дня он был в полиции раньше, когда копии документов снимали после заявления. Зачем этот цирк?» — недоумевает Иван.
Он отдал договор, а затем с помощью юристов обжаловал судебное решение об обыске. Выяснил он и то, что приехавшая из Новокузнецка риелтор уже была там известна нечистоплотными методами бизнеса. В 2013 году резонанс от её работы, видимо, стал столь ощутимым, что в 2014 она решила перебраться в только что «открывшийся» Крым.
Всё это плюс проволочки и несоблюдение сроков ответов подтолкнули мужчину написать напрямую Генпрокурору, Министру внутренних дел и его заместителю, курирующему вопросы следствия. Он просит их провести проверку, не спуская его обращение на уровень Севастополя. Местным правоохранителям он сегодня не доверяет и даже подозревает отдельных руководителей в личной заинтересованности — о чём и написал в заявлении на имя главы севастопольской полиции Павла Гищенко.
Есть ли под этим подозрением какие-то основания или оно рождено естественной тревогой из-за испарившихся денег и возникшего статуса подозреваемого — это уже сфера внутренней безопасности УМВД. В неё Иван тоже обратился.
Сам себе сыщик
Раздобыв адрес риелтора (сейчас она, к слову, находится под домашним арестом), Иван вычислил среди её гостей и своего «продавца». Он сообщил об этом оперативнику, через которого не без труда подавал заявление.
«Он проверил, принёс данные в отдел, чтобы подшить к делу, и стал просить ордер на задержание — но ему отказали. А на днях его самого задержали по обвинению во взятке. Я не знаю, была взятка или нет, но мне сказали, что на допросе в СИЗО его расспрашивали по моему вопросу: кому он показывал рапорт и рассказывал о том, что установил этих подлецов», — говорит Иван.
При этом участок не арестован, на него не наложены обеспечительные меры, и, соответственно, мужчина может его сейчас перепродать, избавившись от «проблемы на миллион».
«Право собственности оформлено на меня. Меня определили как добросовестного приобретателя. Да, я имею право продать участок. Я мог его переоформить в тот же день, как выяснился подлог, но я сразу связался с настоящим собственником», — говорит мужчина.
При этом свой сегодняшний статус Иван не знает.
«Я в этой истории потерпевший, ведь участок однозначно останется у хозяина, а я потерял деньги. Но следователь признала, что я свидетель, а по постановлению суда на обыск — вообще подозреваемый», — тревожится он.
При этом статус свидетеля не даёт мужчине доступа к материалам дела — и это тоже не способствует его спокойствию.
ForPost ожидает комментариев севастопольского УМВД, к которому обратился с рядом вопросов, и продолжает следить за этой историей, пополнившей череду материалов о домах и квартирах, проданных в Севастополе по подложным документам.
Светлана Косинова