О роли пожарных Севастополя в ликвидации Чернобыльской катастрофы
В ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в числе первых принимали участие и севастольские пожарные. О наших героях расскажем в этом материале, подготовленном пресс-службой главного управления МЧС по Севастополю.
Около 1:24 под Киевом на 4-м энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции имени Ленина произошёл взрыв, который частично разрушил реактор. В результате случился мощный выброс радиоактивных веществ.
Лучи смерти
Первыми на борьбу с последствиями трагедии бросили пожарных. Работать огнеборцам приходилось на высоте 70-ти метров под постоянной угрозой новых взрывов, в условиях сильнейшего радиоактивного излучения.
Из средств защиты были только брезентовая боёвка, рукавицы, каска. Газодымозащитники использовали противогазы «КИП-5». Кипящий битум прожигал сапоги, ядовитый дым мешал дышать, жалили невидимые «лучи смерти».
Но шаг за шагом пожарные упорно продвигались вперёд, отрезая пламени путь к соседним объектам – так удалось устранить горение. Люди победили огненную стихию. Победили страшной ценой.
Ядерный загар
Всего в ту страшную ночь в тушении пожара принимало участие 69 человек личного состава и 14 единиц техники. Наличие высокого уровня радиации было достоверно установлено только к 3:30, так как из двух имевшихся приборов на 1000 рентген в час один вышел из строя, а другой оказался недоступен из-за возникших завалов. Поэтому в первые часы аварии были неизвестны реальные масштабы радиационного загрязнения в помещениях блока и вокруг него. Неясным было и состояние реактора.
Примерно к двум часам ночи появились первые поражённые из числа пожарных. У них стали проявляться слабость, рвота, «ядерный загар». Помощь им оказывали на месте, в медпункте станции, после чего переправляли в городскую больницу Припяти. 27 апреля первую группу пострадавших из 28 человек отправили самолетом в Москву, в 6-ю радиологическую больницу.
Первые из Севастополя
Первыми из севастопольских пожарных попали на Чернобыльскую атомную электростанцию молодые офицеры старший лейтенант внутренней службы Сергей Николаевич Кипко и старший лейтенант внутренней службы Владимир Николаевич Емельянов. В мае 1986 года они проходили обучение в учебном центре пожарной охраны города Киева, откуда 7 мая 1986 и были направлены на ЧАЭС. Также 19 сентября 1986 года в составе оперативного отряда прибыл в Чернобыльскую зону капитан внутренней службы Площенко.
На ликвидацию аварии направлялись отряды пожарной охраны областей страны, и уже в декабре 1986 года настала очередь заступать на боевое дежурство Крымскому сводному отряду, в состав которого входили сотрудники пожарной охраны Севастополя. Всего отряд был сформирован из 167-ми человек личного состава и 32-х единиц техники. Руководил им полковник внутренней службы Криворучко, начальник управления пожарной охраны Крымской области; старшим группы из Севастополя был капитан внутренней службы Кириллов.
Из воспоминаний старшего инженера ОВПО Кириллова:
«Первое впечатление по прибытии в Чернобыль было двойственное: интересно и страшновато из-за незнания обстановки. Недалеко от АЭС стоял сосновый лес, рыжий из-за сильной радиации... Основная задача на АЭС – это недопущение пожаров и тушение с минимальным ущербом. Ведь одновременно на станции было около ста точек огневых работ. Поэтому мы всё время были в движении, и пожарные машины находились так сказать на «товсь».
На АЭС мы ходили с ДП-5. В отдельных местах этот прибор, бывало, показывал более 10 рентген. Посещал один раз город Припять. Во дворе нашего штаба был сад. Выпал снег, и на яблонях вместе со снегом висели красные яблоки. Вообще и красиво было, и в то же время жутковато».
Трудились без выходных
Подразделения пожарной охраны Севастополя несли службу в Чернобыле с 7 декабря 1986 по 1 января 1987 года, а далее на протяжении 5-ти лет привлекались к различным работам в поражённой зоне. Трудились без выходных, с раннего утра до позднего вечера.
В опасной радиационной обстановке нашим землякам довелось вести эвакуацию населения с заражённых территорий и тушить пожары на самой станции, на объектах Чернобыля, сражаться с лесными и торфяными возгораниями в окрестностях покинутого города и области. В числе задач была и охрана могильников, где были захоронены подвергшиеся воздействию радиации продукты питания, промышленные товары, техника, инвентарь.
Также севастопольцы выполняли пожарно-технические обследования объектов станции, задействовались в ремонтных работах на 4-м энергоблоке. В конце декабря 1986 при запуске 1-го энергоблока и подготовке к работе 2-го произошёл аварийный выброс водорода. Пожарные сделали все, чтобы снова не допустить повторения апрельской трагедии.
Не ворошат прошлое
Сегодня севастопольские пожарные-ветераны по-прежнему вспоминают пережитое в Чернобыльской зоне неохотно – не хотят ворошить мрачные страницы истории, делятся переживаниями скупо, добавляя к уже известной картине прошлого единичные, но яркие штрихи.
Так, рассказывают, например, о том, какой драмой для граждан отзывалась необходимость покинуть при эвакуации своё жилье, хозяйство, домашний скот. Какое оцепенение вызывали пейзажи омертвевших в один момент Чернобыля и Припяти, неубранные поля, брошенные дома, безмолвие – ни гула машин, ни детского смеха, ни пения птиц…
И все как один очевидцы тех событий призывают потомков: не забывайте суровых уроков минувших дней, берегите страну и её граждан от угроз, будьте бдительны, а при необходимости с честью выполняйте свой долг перед Отечеством.
Всего из числа сотрудников, которые проходили и проходят службу в подразделениях государственной пожарной охраны и МЧС Севастополя, 78 человек участвовали в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. И вклад каждого из них в благополучие общества, страны, мира – бесценен!
Фото и текст пресс-службы МЧС по Севастополю