Погрузка на сети РЖД в ноябре продолжила отрицательную динамику. В последний месяц осени она составила 95,6 млн тонн, что на 5,8% меньше год к году. При этом за 11 месяцев погрузка сократилась на 4,4% (1,1 млрд тонн), а самый массовый груз уголь за ноябрь сократился до 27,9 млн тонн, что на 5,4% хуже аналогичного месяца 2023 года. Среди причин негативной тенденции как субъективные факторы, влияющие на перевозку тех или иных номенклатур грузов, так и более весомые проблемы. От внешних и сугубо эконмических, таких как санкции и девальвация рубля, до сугубо профессиональных «болезней» ЖД вроде борьбы за порожняк (подробнее ЗДЕСЬ) и конкуренции с автотранспортом. Так или иначе, погрузка продолжает падать, хоть уже и не так активно. Есть ли свет в конце статистического тоннеля — выяснял Vgudok.
Источник: ИПЕМ По словам руководителя аналитических проектов ROLLINGSTOCK Agency (RSA) Александра Слободяника, снижению погрузки на сети продолжают способствовать сложности в организации перевозочного процесса, в том числе на фоне дефицита квалифицированного рабочего персонала, неблагоприятная конъюнктура внешнего рынка, санкционные ограничения. «Негативная динамика в прошлом месяце наблюдалась по большинству основных групп грузов. Строительные грузы показали одно из наибольших снижений грузовой базы. По итогам ноября 2024 года погрузка строительных грузов относительно ноября 2023 года сократилась на 21,2%. Погрузка цемента сократилась на 16,7%, что является самым большим снижением в текущем году», — отметил г-н Слободяник в беседе с vgudok.com.
Источник: ИПЕМ По его словам, негативному тренду в погрузке строительных грузов и цемента способствует неблагоприятная ситуация в части реализации инфраструктурных проектов и прочих строительных работ в стране. Кроме того, усилению негативной динамики способствует переключение клиентов на автомобильный транспорт на фоне замедления работы сети, локального дефицита подвижного состава (включая цементовозы), роста расходов на транспортировку. Также собеседник vgudok.com отметил усиливающееся падение погрузки нефти и нефтепродуктов.
Например, если в сентябре 2024 года к сентябрю 2023 года снижение погрузки было на уровне 1,2%, то в октябре негативный результат — на уровне 1,7%, по итогам ноября погрузка сократилась на 4%. Помимо указанных ранее факторов, снижению отправок также способствовало проведение неплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих предприятиях, а также ограничения отправок продукции на экспорт.
Источник: ИПЕМ Среди немногих групп грузов в ноябре после неблагоприятного результата в сентябре (-1,9% к сентябрю 2023 года и октябре (на уровне октября 2023 года)), подросли химические и минеральные удобрения. Увеличению отправок способствует высокий уровень спроса на удобрения, благоприятная конъюнктура на рынке, а также развитие новых перевозочных технологий, среди которых активная контейнеризация удобрений, и портовых мощностей. Как напомнил другой собеседник vgudok.com, заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семёнкин, погрузка падает уже четвёртый ноябрь подряд, и это старая тенденция. Однако в 2024 году добавилась и такая причина, как попытка РЖД нормировать вагонный парк. «РЖД, которые принимают такие решения, категорически не хотят понимать, что порожний вагон повторяет логику гружёного вагона, и если мы ограничиваем движение порожних вагонов, мы неизменно ограничиваем погрузку. Поскольку и дальше движенческий блок продолжает ограничивать движение порожних вагонов и приём их на инфраструктуру, то это конечно же сказывается на объёмах погрузки. В декабре, по оперативной информации, никто не собирается ничего менять, так что нас ждёт ещё большее сокращение погрузки.
Дальше, в какой-то момент, это может приобрести вообще лавинообразный эффект, когда на железной дороге останутся только те грузы, которые без неё жить не могут: уголь, руда, нефть, некоторые виды чёрных металлов и контейнеры дальнего сообщения», — добавил г-н Семёнкин.
Источник: ИПЕМ По прогнозу Александра Слободяника, в декабре роста погрузки ждать не стоит. Однако темпы снижения могут быть ниже уровня предыдущих месяцев текущего года. «По моей оценке, погрузка в декабре 2024 года может сократиться относительно декабря 2023 года на 2,4–4,2%. Снижению негативной динамики может способствовать наблюдаемая на протяжении последнего времени девальвация рубля по отношению к мировым валютам, что увеличит привлекательность отправок на экспорт, а также предпринимаемые меры по организации перевозочного процесса. В результате по итогам года погрузка может сократиться на 4,3–4,2% до 1178,8–1180,6 млн тонн», – добавил руководитель аналитических проектов RSA. Среди причин снижения погрузки, которое продолжается 14-й месяц подряд и которое продлится в 2025-м, г-н Семёнкин назвал рост пассажирских перевозок, неверные управленческие решения железнодорожников, а также мощнейший дефицит кадров. Причём последняя причина касается уже не только линейного персонала. «Из РЖД бегут не только простые сотрудники, которые работают на станциях, локомотивных депо, путейных частях, но в последние годы набирает невиданный оборот явление, когда уходят в операторские компании, к грузоотправителям сотрудники с высоких должностей. Те, кто традиционно уходили только на пенсию, оставаясь верными системе РЖД. То есть сегодня отношение к сотрудникам приводит к тому, что люди уходят на меньшие заработные платы, но более спокойные должности.
К сожалению, это стало массовым явлением. Исправить это можно было бы только лишь полностью пересмотрев отношение «начальник-подчинённый» во всей системе, а для этого необходимо воссоздание нормального профсоюза с явно выраженной защитной функцией, но этого не делается», — констатировалзампред НП ОЖдПС. Эксперт обратил внимание и на то, что рост перевозки контейнеров был незначителен по итогам ноября и по этому виду груза, скорее всего, выбран весь предел роста. Дело в том, что у нас растут перевозки не контейнеров, собственно, а контейнеров в составе контейнерных поездов. «Для этого созданы все условия за счёт ущемления других грузов, но контейнерные поезда конечны в своём росте, поскольку едут либо на экспорт, либо между мощными центрами потребления, такими как крупные городские агломерации. То есть всё, что сформировалось, уже сформировалось, население в России больше не растёт, производств существенно больше не появляется. Тут та продукция, которая могла перевозиться контейнерными поездами, достигла своих потолков. Теоретически можно было бы ещё на транзит рассчитывать, но через Россию в Европу транзит практически не идёт», — резюмировал г-н Семёнкин. Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в новом Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Владимир Максимов