Немалая часть продовольствия в процессе транспортировки продуктов от производителя к потребителю портится из-за несоблюдения температурных условий. Некачественные продукты тысячами тонн идут на свалку, либо, напичканные консервантами, попадают на прилавки магазинов. Это угрожает здоровью россиян и продовольственной безопасности страны. Потребитель, поставщик и в целом государство несут убытки: покупатели, компенсируя финансовые потери, переплачивают за продукты, бизнес теряет немалые средства, госбюджет недополучает сотни миллионов рублей. Наиболее хорошо зарекомендовавшее себя в международной практике решение проблемы — создание в стране Непрерывной холодильной цепи (НХЦ), которая позволит ежегодно экономить 200–300 млрд рублей. АСОРПС давно ищет пути решения этого вопроса. Ведёт аналитическую работу по всем направлениям оборота скоропортящейся продукции, диалог с заинтересованными лицами, отраслевыми союзами, объединениями и ведомствами, бизнесом. Выработке тактики и стратегии комплексного развития процесса транспортировки «скоропорта», в частности, будет посвящена конференция «Cold Chain Eurasia» в Санкт-Петербурге 19 сентября.
Фото: РЖД «Наша задача — создать непрерывность низкотемпературной логистики в России, а в перспективе — национальную систему холодильной цепи, на основе грамотно, профессионально организованных и выстроенных технических и технологических процессов — для людей, бизнеса, государства», — рассказал Vgudok президент АСОРПС Михаил Синёв. Мясо, рыба, овощи, фрукты на пути с поля, фермы, моря к домашнему холодильнику проходят целую цепь производственных холодильников: заготовительных, перевалочных, распределительных, реализационных, транспортных.
Это энергоёмкий, системный, технологический процесс, включающий: первичную заморозку, транспортировку в условиях, необходимых для хранения, обслуживание груза и оборудования в пути, соблюдение особенностей погрузочно-разгрузочных работ, логистику грузопотоков, чёткую работу инфраструктуры. Эффективность и устойчивость этой «холодильной цепи», а значит сохранность продуктов, обеспечивается её непрерывностью и определяется самым «тёплым» её звеном. Риск несоблюдения температурных условий, а значит ухудшения качества продукции, есть на всех этапах. Но самое, пожалуй, «тёплое», слабое звено — процесс передачи «скоропорта» с одного участка на другой, по цепи поставки: от производства — к заморозке и упаковке, со склада — к транспортировке, между видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, морским, речным, воздушным) — в пути, с транспорта — на место реализации, в торговые сети. Попросту говоря, стыки. Слабые логистика и организация производства, низкий уровень компетентности персонала приводят к большим временным потерям и сбою неизменности температурного режима хранения продукции.
Ситуация усугубляется недостаточной мощностью транспортного холодильного оборудования и дефицитом спецтранспорта.
Нехватка рефрижераторных вагонов и контейнеров, в частности, обусловлена их неэффективным оборотом ввиду узкой специализации; недостаточность морозильных мощностей — на старых промысловых судах в период высоких уловов. В 2022 году Академией продовольственной безопасности был зафиксирован общий уровень сельскохозяйственных потерь на пути от поля, фермы и моря (производство, транспортировка, переработка и хранение) на сумму 1,56 трлн рублей. Из них, по оценке Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС), потери скоропортящейся продукции, из-за несоблюдения температурных условий, составили 500 млрд рублей. Перегрев даже на одном участке, прерывающий холодильную цепь, влечёт за собой нарушения температурного режима, разбалансировку всего процесса оборота «скоропорта» и непоправимые последствия — неконтролируемое ухудшение качества продуктов. ВГУДОК представляет новый проект — экспертный Telegram-канал @Vgudok.PRO Иван Афанасьев