Плато мне друг: россияне стали чаще ездить в экотуры
Россияне этим летом чаще, чем в прошлые годы, выбирают экологические турпоездки — в природные и заповедные зоны. Рост спроса представители отрасли оценили примерно в 20%. В топе лидеров — Северный Кавказ, Карелия, Камчатка, Алтай и территории вокруг озера Байкал. Но удовлетворить растущий спрос на природу в отдаленных уголках страны мешает дефицит отелей, жалуются туроператоры. О том, с чем связан всплеск интереса к природному туризму и как это отражается на рынке — в материале «Известий».
Припасть к истокам
Интерес жителей России к экотурам по стране этим летом существенно вырос, сообщили «Известиям» в Российском союзе туриндустрии. Там не стали оценивать данные на начало лета, но предположили, что увеличение популярности поездок в различные природные зоны по всей стране может составить около 20%.
— Мы видим, что туристы однозначно больше заинтересованы поездками в неизведанные места, чем в 2023 году, — сказал «Известиям» директор компании, глава комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) по приключенческому туризму Вадим Мамонтов.
Именно о такой фактической цифре бронирований говорят уже сейчас и туроператоры. Так, в компании «Russia Discovery» заявили, что рост числа бронирований сейчас на 15–20% выше, чем за аналогичный период годом ранее. Среди самых популярных направлений — Северный Кавказ (особенно Дагестан), Байкал, Камчатка и Карелия. На втором месте — Архыз, Красная Поляна в Сочи и Алтайский край.
Схожие данные предоставил «Известиям» и туроператор «Русский Экспресс». В компании оценили рост спроса на природные туры также в 20%, назвав наиболее популярными поездки по Кавказу, на Байкал, Сахалин и Камчатку.
— Внутренний туризм активно развивается, россияне интересуются уже не только южными направлениями, хотя отдых на море остается в приоритете, — сказали там.
По мнению главы комитета РСТ, расширение границ традиционного внутреннего туризма связано с тем, что люди всё больше узнают свою страну и уже не хотят ограничивать свой отпуск традиционным лежанием на пляже. Такое ключевое изменение, по наблюдениям эксперта, началось во время пандемии с ее дефицитом эмоций и новых впечатлений, и к 2024 году достигло пика.
— Но и возможностей для таких путешествий стало достаточно много, — отметил эксперт. — Можно поехать в Териберку посмотреть на китов, можно — в Калининград, прокатиться на велосипеде вдоль Куршской косы.
Кроме того, добавил Вадим Мамонтов, люди хотят использовать свой отпуск для того, чтобы не только отдохнуть, но и получить новый опыт — например, научиться управлять яхтой или квадроциклом.
Вышли на плато
В ассортименте крупных туроператоров появляются постепенно и труднодоступные места. Например, плато Путорана на севере Красноярского края. Рельеф плато изрезан глубокими каньонами наподобие норвежских фьордов, а Кандинский водопад высотой 108 м считается самым высоким в стране. Путоранский заповедник входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
— Плато Путорана — для нас новинка, туры туда предлагаем впервые, — сообщили «Известиям» в пресс-службе туроператора «Русский Экспресс». — Путешествие включает треккинг, экскурсию по столице Таймыра и полет на вертолете. Туристы останавливаются в очень удаленном от цивилизации, потрясающе красивом месте. Это настоящий детокс-тур.
Другие туроператоры также везут на плато Путорана. У разных компаний стоимость такой поездки обойдется в 125–440 тыс. рублей в зависимости от сложности тура и условий проживания. Наиболее бюджетным вариантом будет кемпинг, а самые дорогие предполагают проживание в отеле с питанием и полеты на вертолете.
Билеты на самолет во всех случаях придется приобретать отдельно. Перелет из Москвы в Норильск туда-обратно в июле можно забронировать за 34 тыс. рублей.
Возросшую популярность туров на плато Путорана туроператоры связывают с появлением там комфортабельных отелей. Также спрос, по мнению Вадима Мамонтова, стимулирует Агентство развития Норильска, которое активно поддерживает туроператоров, предлагающих такие варианты.
— Регион в целом становится более привлекательным, — отметил глава комитета РСТ. — Людям интересно плато, они увидели его в фильме «Территория» (режиссера Александра Мельника, 2014 год. — «Известия»), в прекрасных фотоальбомах, которые выпустил директор заповедника Владимир Ларин. Всё это постепенно попадает в медийное пространство. Люди вдохновляются картинками и хотят сами это увидеть.
Еще одно новое направление — Ладожские шхеры. Это поросшие соснами каменные острова в Ладожском озере недалеко от города Сортавала — туристов возят между этими островами на каяках или лодках. Отсюда можно добраться на остров Валаам и Рускеальский мраморный карьер.
Всё больше туристов привлекает Кольский полуостров в Мурманской области — за Северным полярным кругом между Баренцевым и Белым морями. Они едут сюда, чтобы увидеть китов, познакомиться с оленями и хаски, полюбоваться арктическими пейзажами. Такой тур будет стоить от 50–200 тыс. рублей без перелета.
Еще одно новое растущее направление — Дальний Восток, здесь туристов привлекают Курилы и Сахалин.
Природа за полмиллиона
Стоимость поездок в отдаленные природные заповедники, по оценкам экспертов отрасли, за год выросла на 8–20%. Например, тур на Байкал на неделю, который в 2023 году стоил 144 тыс. рублей, этим летом обойдется в 160 тыс. рублей за двоих. А на плато Путорана — 269 тыс. рублей против прошлогодних 249 тыс. за человека.
Среди драйверов роста эксперты отрасли называют не только цены на снаряжение, без которого эти туры порой невозможны, но и увеличение стоимости размещения и транспортной логистики. Особенно выросли отели четыре-пять звезд, которых в таких заповедных местах катастрофически не хватает, рассказал «Известиям» вице-президент «Альянса туристических агентств РФ» Алексан Мкртчян.
— От Калининграда до Камчатки у нас не хватает примерно тысячи четырех- и пятизвездочных отелей от ста номеров и выше, — сказал эксперт. — С отелями в одну-три звезды и гостевыми домиками всё более-менее нормально. В них цены в сравнении с 2023 годом выросли на 6–8%, а на отели высокой звездности — на 15–20%.
По словам Алексана Мкртчяна, Алтай, Байкал, Дагестан и Калининградская область могли бы принимать намного больше туристов, если бы там было больше мест размещения уровня выше «тройки».
— Эта нехватка сдерживает рост, — подчеркнул вице-президент Альянса. — Если бы отелей было больше, рост составил бы не 15–20%, а 115–120%, я вас уверяю. Но на Камчатке, например, нет ни одного пятизвездочного отеля. В Калининградской области не хватает как минимум двадцати таких отелей, на Алтае и Байкале — нужно еще по 50. Спрос гигантский, а удовлетворить его мы не можем.
Компенсировать дефицит пытаются за счет строительства так называемых модульных отелей. Их строят быстро, недорого и без ущерба экологии, но это направление только начало развиваться, отметил Алексан Мкртчян. Всё это приводит к тому, что, например, на Алтае и Байкале цены на отели 5* этим летом выросли до 60–80 тыс. рублей в сутки за номер, в Карелии — до 40–50 тыс. рублей. Позволить себе такой отдых сможет далеко не каждый россиянин, резюмировал эксперт.