Почему в Перми есть блошиный рынок, а в Екатеринбурге и Челябинске – нет
Почему в Перми есть блошиный рынок, а в Екатеринбурге и Челябинске – нет? Что роднит старинную вещь и хороший детектив? Ученый Пермского классического университета, доктор исторических наук, профессор Игорь Нарский более десяти лет увлекается блошиными рынками и знает ответ на эти вопросы. Вместе с женой, социологом Натальей Нарской он написал книгу «Незаметные истории, или Путешествие на блошиный рынок. Записки дилетантов». Издание вышло в начале года в издательстве НЛО тиражом 1 тыс. экземпляров.
Профессор Игорь Нарский рассказал, почему блошиный рынок назван блошиным, как он конкурирует сегодня с Ebay и Avito, почему одни люди продают старье, а другие – покупают и при чем тут хиппи.
Книга в память о немецком продавце антиквариата
У нас не было бы книги, если б не личная история. Изначально мы хотели написать книгу с антикваром из Мюнхена, специалистом по старинным украшениям. Его звали Манни. Он был замечательный умный человек с хорошим чувством юмора, но, вскоре после того, мы с ним договорились о книге, он умер при странных обстоятельствах и никто из его друзей и клиентов не знает, где его могила. Тогда мы решили с Натальей, что нужно сделать книгу в память о нем и поговорить с людьми, которые были его клиентами. Но записывать на блошиных рынках нельзя. Мы гуляли по рынку Мюнхена, беседовали, а потом бежали в кафешку и делали конспект по памяти. Так у нас получилась книга о блошиных рынках – в память о Манни.
Почему блошиный рынок – блошиный?
Блошиные рынки массово появились в XIX веке и были рынками для бедных и мигрантов. Однако в Нюрнберге считают, что их рынок работает с XV века, а в Мюнхене – с XIV. Есть несколько версий, почему рынок так называется. В 1830-е годы блошиный рынок работал под Парижем и, возможно, назывался так из-за гигиенического состояния. Другая версия – что название отражает взгляд свысока: люди копошатся там, как насекомые. Также есть мнение, что на таких рынках помимо прочего были цирки для блох, либо на ярмарки привозили обезьян, которые вылавливали блох у всех желающих.
В Московском царстве и Османской империи были вшивые рынки. Это были рынки для бедных, их было очень много. В таком виде они существовали повсеместно во всем мире до 50- х годов прошлого века, до послевоенного времени.
Как хиппи повлияли на блошиные рынки
Во второй половине XX века рынок в Европе начинает меняться из-за интереса к ним со стороны американских военных – они стали их любителями в качестве коллекционеров. «Блошки» становятся рынками для среднего класса. В США происходит то же самое. Торговать состоятельным людям становится не зазорно. Продажу подержанных вещей высокого класса по низкой цене они воспринимали как благотворительность.
Блошиные рынки становятся частью «зеленого» движения: ничего не выкидывать, оставаться самим собой на фоне стандартизации и триумфального шествия «Икеи». Поэтому их страстные посетители – хиппи. И еще блошиный рынок – это место ностальгии по доброму старому времени, по детству.
В 50-60-е годы в Германии часто то, что ты находил в дедушкином сундуке, оказывалось принудительно вывезенным во время Второй мировой войны с оккупированных территорий. Со временем и это улеглось и рынки на Западе превратились престижное приятное место для времяпровождения и коммуникации состоятельных людей.
Путь русских барахолок
Русские блошиные рынки прошли другой путь. В советское время это были рынки для бедных, дискриминируемых, тех, кто не имел доступа к карточной системе, либо с трудом находил работу. И толкучка, и барахолка преследовались, бывали облавы.
Но государство не могло ликвидировать дефицит товаров массового спроса и прикрывало глаза на существование барахолок. Когда в начале 60-х годов открылась сеть магазинов «Березка» (они торговали продуктами и товарами за иностранную валюту, - прим.ред.), товары оттуда потекли на барахолку, началась «спекуляция». Как и сегодня, юридически блошиный рынок в советское время не был отрегулирован.
А потом с ними произошло то же, что и на Западе во второй половине 60-х. Они стали местом сборища коллекционеров, собирателей «старой доброй Руси», самоваров, икон, местом встречи нумизматов, филателистов. В 90-е годы он снова стал рынком для бедных. С другой стороны, на нем уже был антикварный сектор, и он усилился. В 2010-х усилился сектор для бедных и в Европе: покупателями и продавцами стали беженцы из Северной Африки. Он снова стал рынком для мигрантов. Сегодня блошиный рынок собирает разные мотивы и разные истории. Это на первый взгляд кажется, что на Западе он – одно, а в России – другое. Это не так. Они похожи, просто фазы развития не совпадают.
Почему в некоторых городах нет блошиных рынков
Сегодня блошиный рынок – это пространство свободы в обращении с прошлом. Современные блошиные рынки появились вместе с организацией в мегаполисах пешеходных зон и городских праздников. Блошиный рынок красноречиво рассказывает об окружающей среде и о населении. Измайловский парк, Тишинка в Москве, — это скорее тусовка для художественной богемы, чиновников и бизнесменов. Есть блошиный рынок на Удельной в Питере, торговые развалы в историческом центре Владимира. Недавно узнал, что такой рынок есть в Перми.
Но есть города, где их нет. Например, это Челябинск и Екатеринбург. Блошиный рынок – это самоорганизующиеся движение, альтернативное официальному государственному и странно, что его нет в Екатеринбурге.
Если сравнивать цены в антикварных салонах, то Пермь выглядит интересней, чем Челябинск и Екатеринбург, цены там ниже. В Екатеринбурге люди по-другому зарабатывают, и антикварный сектор рассматривается как источник для подарков чиновной элите, также, как и в Москве.
В нашей книге больше зарубежных рынков – Мюнхена, Базеля, Берлина, Тюбингена, Парижа, Брюгге, Брюсселя, Вены. На контрасте с русскими «блошками» видна их специфика. Например, если на Западе вы захотите купить старинный подстаканник под чай, то вы найдете подстаканник с «родными» стаканами XIX века, потому что на блошиный рынок они попадают из первых рук. А в России если вы захотите купить подстаканник, то «родной» стакан к нему не найдете никогда.
Почему одни люди продают, другие – покупают
Основная причина – это переезд. Миграция вынуждает передвигаться налегке. В Германии есть традиция весной приводить в порядок домашнее хозяйство. Есть богатые мюнхенки, они продают вещи, которые им не нужны. Кто-то руководствуется экологическим сознанием: «я не дам вещи погибнуть, пойду и спасу». Иногда мы покупаем не только то, что нужно, а из жалости. Допустим, вещь редкая, но в плохом состоянии. Блошиный рынок – место, где вещь не музейного и антикварного уровня может быть отполирована до уровня музейного и антикварного предмета. Дарование вещи второй жизни — это очень важно.
Блошиный рынок – это место для встречи, где можно общаться, где другие правила коммуникации, чем в гигантских моллах. Это как в купе поезда. Встретились и разошлись. Много всего! Для меня рынок был важен как место работы над прошлым, где рождаются альтернативные способы видеть историю.
«Вещь должна поманить»
Все, кто интересуется блошиными рынками, говорят: «Вещь должна поманить». Иногда даже не знаешь, чем она тебе понравилась, а за ней есть история, тайна и, если тебе ее не рассказывают, хочется до нее докопаться. Конечно, тут есть элемент детектива. У нас было два мотива покупать вещи на блошиных рынках. Первый – вещь понравилась и недорогая.
Второй – желание ее спасти. Например, однажды Наташа проезжала мимо антикварного магазина, шел проливной дождь и под ящик, где раньше стояли книги, залетела открытка с изображением цветов горечавки на фоне Альпийских гор. Лежит там, мокнет в тряпочку.
Жена приехала, рассказала про нее, и мы решили: «Поехали, надо ее спасать!» И мы ее спасли. Третий мотив появился после того, как мы решили написать книжку. Мы покупали вещи с историей специально для книги.
О вещах с историей в повседневной жизни
У нас нет упорядоченной тематической коллекции, витрин и каталога. Большей частью находок с блошиного рынка мы продолжаем пользоваться. Разномастные часы ходят и звонят. Кофейные чашки сменяют друг друга по утрам в зависимости от нашего настроения. В старинные рамки XIX века вставлены фотографии бабушек и дедушек.
Есть и необычные вещи. Например, немецкая деревянная скульптура возницы с лошадью. Возница стоит на дровнях в советском обмундировании, а на ушанке не звезда, а вермахтовский орел. Оказалось, это автобиографическое изображение – автор скульптуры две зимы провел на Восточной фронте, в 1942 году был ранен, а в 1943 – с онкологией крови отправлен домой, в Германию, где его вылечили. Он оставил после себя эту скульптуру, и другую, где лежит на розвальнях, раненый.
Написал акварели – зарисовки с фронта, вырезал рождественский вертеп с библейскими фигурами, среди которых на рождество помещал себя в дровнях. Думаю, он так благодарил Бога за свое спасение. Этот человек уже умер, когда я купил его возницу у его сына.
Почему Avito и eBay на заменят блошиные рынки
eBay – самая большая площадка для антиквариата. Специалисты блошиных рынков говорят, что подобные интернет-площадки порушили антикварные рынки, потому что сильно просел эффект неожиданности и удачи: покупатель и продавец примерно знают, чем один торгует, и что другой покупает. Найти что-то невероятное задешево трудно. С другой стороны, эти площадки хороши тем, что там всегда можно обратиться к экспертам – на eBay есть такой раздел.
На интернет-площадках много товаров, которые могли бы попасть на блошиные рынки. Из-за этого они стали беднее. Но у «блошек» все-таки осталась преимущество – вещь можно подержать в руках, повертеть со всех сторон, «понюхать», присмотреться. Осталось общение – на интернет площадке оно затруднено. Поэтому интернет-площадки и блошиные рынки друг друга дополняют, конкурируют, но поглотить, заменить друг друга не в состоянии.
- Более 4 тысяч пермяков подписались на наш канал в Телеграм «Интересная Пермь». Там мы подробно рассказываем о важнейших событиях из жизни города. Перейти >>>