Вопрос выживания: Россия делает ставку на радиоэлектронику
Развитие радиоэлектронной промышленности с началом СВО стало для России приоритетом. От производства кристаллов и полупроводников зависит выживаемость национальной экономики, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредитов РАНХиГС Юрий Юденков.
Мы можем сделать все
«Моя кандидатская и тридцать лет жизни были связаны с радиоэлектроникой. Я долго преподавал в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики, поэтому прекрасно знаю проблему, пусть и занимался там экономическими вопросами. Могу авторитетно заявить: мы обладаем и знаем все передовые технологии, а проблема в том, что они не запускались в серию», — заключает Юденков.
Квалификация российских разработчиков позволяет выполнять такие задачи, но годами на эту продукцию в стране не было спроса.
«В России отсутствовали потребители отечественной радиоэлектроники. Можно сделать самый современный в мире кристалл в количестве 10 или 100 тысяч штук, но не найти под него покупателя, у отечественных предприятий не было заказчиков под большие серии таких продуктов», — констатирует Юденков.
После развала СССР радиоэлектронная отрасль в РФ была свернута, а ее место заняли иностранные поставки. В 2014 году это создало угрозу для безопасности страны — новейшее российское вооружение на тот момент включало немало импортных комплектующих.
За последние девять лет проблему не устранили, поэтому западные санкции на полупроводники и сложное оборудование поставили перед экономикой серьезные вопросы, которые требуют незамедлительных решений.
«Ситуация сегодня кардинально поменялась: некоторые страны отказываются продавать нам радиоэлектронное оборудование и комплектующие, и мы вынуждены начать самостоятельное производство таких товаров. Речь идет об экономической выживаемости», — резюмирует Юденков.
Президент РФ Владимир Путин обсудил с Советом безопасности развитие радиоэлектронной промышленности до 2030 года. Проблема особым образом встала на повестку дня с началом СВО, поэтому российский лидер придает ей фундаментальное значение. Ответственным за ее решение назначен Минпромторг РФ под руководством Дениса Мантурова
Нужны цеха и оборудование
«Основные трудности связаны с тем, чтобы найти и быстро смонтировать оборудование в цехах, где радиоэлектроника затем будет производиться. Документация и технологии в стране есть, поэтому теперь необходимо запустить все это в серию», — заключает Юденков.
Перед Россией стоит задача создания практически с нуля нового производственного кластера и питания экономики собственным радиоэлектронным оборудованием.
«Насколько мне известно, заводы уже строятся. Правда, кристаллы там будут потолще, чем в США и Китае, но это будет наше производство. Совещание под руководством Путина идет вдогонку, все решения были приняты с началом СВО», — констатирует Юденков.
После февраля 2022 года у России не осталось других вариантов, кроме как наладить выпуск собственного радиоэлектронного производства. Главный вопрос заключается в источнике оборудования, которым может выступить как Китай, так и параллельный импорт.
«При производстве кристаллов нужны специальные печи, а сложные станки вступают в работу уже при сборке оборудования, которую на Западе осуществляют роботы. Я не уверен, что и Китай нам продаст такие решения, скорее всего, самим придется это делать, причем половину технологических процессов осуществлять руками. Что касается параллельного импорта, то Россия вытащит оттуда все, что возможно», — резюмирует Юденков.
Однако большие надежды на «серые» поставки возлагать не стоит, Запад постарается все перекрыть, поэтому фурами и вагонами такие товары приходить к нам точно не будут.
«Сегодня все в мире с интересом смотрят, сможет ли РФ выкарабкаться из непростой ситуации. Страна способна делать все что угодно, но по этой категории товаров пока только в единичном и мелкосерийном видах», — заключает Юденков.
Отрасль впервые со времен СССР получила госзаказ, поэтому все зависит от создания поточных производств. Сначала они должны обеспечить поставками сектор ОПК, затем стратегические отрасли, а после этого и гражданскую экономику.