Прогуляемся по музею Тольяттинского автозавода
После Самары мы заехали в Тольятти. Именно заехали, без ночевки, буквально на пару часов, чтобы посетить музей ВАЗ. На сам город времени не было, ибо впереди нас ждало 500 км дороги в Пензу. Так что, как видите, обычного поста «прогулки по городу» не будет — сразу приступим к музею.
Экспозиция данного музея несколько побогаче, чем у ГАЗа, так что и повествование будет подлиннее. Все экспонаты располагаются в двух залах — в первом, в основном, серийные автомобили, автомобильные комплектующие, награды/подарки/сувениры и т.д. А во втором зале самое интересное — концепты, экспериментальные машины, авто штучного производство и прочее, что по дорогам общего пользования не ездит. Но самое вкусное оставим на десерт, а начнем, по традиции, не с автомобилей, а с вышеупомянутых наград, подарков и прочего. Ну и вкратце ознакомимся с историей завода.
В начале 60-х в развитых странах Европы, оправившейся от войны, начался автомобильный бум — граждане, у которых вновь в карманах стали позвякивать лишние денежки, стали усиленными темпами приобретать машины для личного пользования. Советские товарищи тоже были не прочь обзавестись собственными автомобилями, но этому похвальному желанию препятствовали кое-какие проблемы. Во-первых, в отличие от многих стран Европы (не говоря уж о США), где для того, чтобы посчитать количество автопроизводителей, могло не хватить пальцев на двух руках, в СССР легковые автомобили для личного пользования производили всего два завода — ГАЗ и МЗМА (он же впоследствии АЗЛК, или, по-простому, «Москвич»). Во-вторых, «Победа» и «Волга» не отличались гуманным ценником, так что эти модели были доступны далеко не каждому. Ну и в-третьих — «Москвичи» стоили сравнительно дешево и были достаточно надежными, поэтому пользовались довольно большим спросом за рубежом, так что большая часть произведенных автомобилей шла на экспорт, а советскому народу оставались жалкие крохи, за которыми приходилось годами стоять в очередях.
Поэтому руководство страны почесало репу и родило гениальную идею: Советскому Союзу нужен «народный автомобиль» — массовый и недорогой. Реализацию этой идеи поручили Московскому автозаводу, который, недолго думая, взял «Fiat 600» и на его основе сделал прототип, получивший название «Москвич-444» (позже сменившееся на «Москвич-560»). Но, как я уже сказал, МЗМА был озабочен заработком валюты, т.е.
Обратите внимание: С самого появления ВАЗ-2107 на конвейере эту машину позиционировали как «люксовую» версию классических автомобилей волжского автозавода.
поставками автомобилей за границу, поэтому для новой модели места на конвейере не нашлось. Тогда Запорожский комбайновый завод переделали в автомобильный и стали там выпускать «Москвич-560», но под названием ЗАЗ-965 (он же «горбатый»). Автомобиль получился сравнительно дешевым, но народным так и не стал — далеко не всех устраивал автомобиль микролитражного класса.Так что правительство снова почесало репу и решило пойти старым добрым путем — с помощью проклятых буржуинов построить новый автозавод и заодно прикупить лицензию на выпуск какой-нибудь буржуйской же машины (так же было и с ГАЗом, если кто помнит). И уже в 1964 году начались поиски возможных зарубежных партнеров — приглядывались к Фольксвагену, Рено и Фиату. По итогам переговоров решили сотрудничать с итальянцами, в 1966 году выпустившими новую модель Fiat 124, которая и была выбрана в качестве основного автомобиля для нового завода.
20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, Советом Министров и ЦК КПСС было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовку проекта спихнули на итальянцев, которые довольно оперативно справились с этим делом, так что уже в январе следующего года началось строительство завода, закончившееся в конце 1969 года.
В честь окончания строительства глава Fiat Джанни Аньелли преподнес заводу вот такой сувенирчик.
В феврале 1970 года на ВАЗе была отштампована первая кузовная деталь (дверь, вроде бы), а в апреле отлит первый элемент двигателя (поршень).
Цветовая гамма Жигулей, выпускавшихся в 70-х годах, была достаточно скромной.
Хотя, честно говоря, я даже стольких оттенков не припоминаю.
Оказывается, комплектующие для Жигулей делали не только в СССР, но и в странах СЭВ — приемник, акустика и спидометр из Венгрии, салонное зеркало из Югославии, подфарник из Польши…
…распределитель зажигания, замок зажигания и манометр венгерские, польская подсветка номерного знака и восточногерманская бибикалка.
Движки, правда, делали самостоятельно и их в музее имеется несколько штук:
Двигатель от «копейки».
Произведен в 1970 году, порядковый номер 279. Эксплуатировался на личном автомобиле до 1995 года, после чего был выкуплен у владельца.
Двигатель ВАЗ-311.
Двигатель, как можно заметить, роторно-поршневой. Содран с маздовского движка 70-х годов. В крупную серию не пошел, поскольку обладал небольшим ресурсом, но ставился на «копейки» спецслужб, т.к. обладал заметной большей мощностью по сравнению со стоковыми движками (да и ремонтировался за государственный счет, а не за свои собственные деньги).
Макет двигателя «трёшки» в разрезе.
Движок от «восьмёрки».
Двигатель ВАЗ-415.
Еще один роторно-поршневой движок, устанавливавшийся на «восьмёрки» для спецслужб. На этот раз полностью отечественная разработка, обладавшая гораздо большей мощностью и ресурсом, чем предшественник, спертый у японцев.
Двигатель от «Оки».
Если у кого со зрением не очень, то на табличке написано, что это 100-тысячный двигатель, собранный 31 января 1998 года.
Двигатель автомобилей семейства LADA 110 (десятая, одиннадцатая и двенадцатая модели).
Двигатель ВАЗ-341.
Я был несколько удивлен наличием такого двигателя у ВАЗа, ибо мне не доводилось встречать Жигули с дизелем. А они были, оказывается. С 1999 по 2004 год мелкой серией выпускался автомобиль ВАЗ-21045 (модификация «четвёрки») с этим движком.
Еще в экспозиции имеется первая раздаточная коробка от «Нивы», собранная в 1976 году…
…и АМТ (автоматизированная механическая трансмиссия, в народе получившая название «робот») от «Приоры».
Всякие памятные штуковины, типа 100-миллионной пружины, застывшей капли чугуна из первой плавки в печи АББ (не спрашивайте меня, что это за печь такая) и символический ключ от первого объекта ВАЗа — ремонтно-кузнечного цеха.
Эволюция ВАЗовских шильдиков.
Ну и кучка всяческих наград/премий/подарков/сувениров и прочего подобного.
Вот неведомая фигня приз от компании «Ingersol Rand», врученный в 1974 году ВАЗу, как «крупнейшему сооружению — символу эпохи».
Это стандартные советские награды, выдававшиеся предприятиям, которые в пятилетках были молодцами, так сказать.
ГАЗ, помнится, тоже такие же отхватил.
Памятная тарелка, подаренная фирмой Porsche в знак успешного сотрудничества по проекту «Гамма» (это, если кто не в курсе, была совместная работа над автомобилем ВАЗ-2108 во всех областях, за исключением дизайна).
Наше зубило — самое зубилистое зубило в мире, ага.
Забавная фамилия у гендира — почти как у французского президента.
Символический ключ от производства «Калины».
И всяческие, в большинстве своем не подписанные, подарки от различных организаций.
Вот парусник подписан — его подарили дилеры «Lada».
Тут подарки от УАЗа, от Гуся-Хрустального и от какой-то ТЭЦ.
А здесь из Королёва и Беларуси.
Ну, со вступлением закончил, вроде. В следующей части начнем знакомство с автомобилями.
Продолжение следует…
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Прогуляемся по музею Тольяттинского автозавода.