Героические Ли Си Цины
Героические Ли Си Цины
Секретный подвиг советских летчиков, который едва не присвоили американцу. Как генерал Фынь По разбомбил японцев на Тайване?
Сегодня весь мир с тревогой смотрит на Тайвань как на потенциальную пороховую бочку. Как бы не сложился потенциальный конфликт между Пекином и Тайбэем, кажется, что остров Тайвань бесконечно далек от нас и нашей истории. Однако это не так. Именно в небе над Тайванем советские летчики своим подвигом заставили содрогнуться всю Японию.
Заполыхал Китай в 1937 году. Китайская армия была и морально, и технически устаревшей. Достаточно сказать, что до 1935 года каждая провинция в Китае имела свои вооруженные силы, неподконтрольные центральным властям. Лишь за пару лет до войны власти провели реформу, централизовавшую армию.
Однако технически китайцы по-прежнему колоссально отставали от японцев, чья армия была на мировом уровне. Японцы уже тогда имели солидную авиацию и флот, имелись у них и небольшие танковые подразделения. Всё это помогло японской армии в кратчайшие сроки добиться серьезных успехов в Китае.
Японские солдаты в Китае.
В первые месяцы китайско-японской войны пали Пекин, Шанхай и Нанкин. С разгромом Китая японцы получили бы мощную сырьевую базу Поднебесной, окончательно стали бы державой №1 на Тихом океане и всерьез угрожали войной на дальневосточных границах нашей страны. СССР такая ситуация никак не устраивала.
21 августа 1937 года Москва подписала с правительством Чан Кайши договор о военно-технической помощи. Соглашение было взаимовыгодным для обеих сторон.
В СССР на сумму 250 миллионов долларов шли цинк, медь, вольфрам, олово, шкуры, рис и хлопок. Взамен Советский Союз дал Китаю оружие, технику и специалистов.
Как пишет Антон Трофимов в статье «Таинственная «Операция Z», или Сталинские соколы в Китае» на сайте История.рф, за 4 года СССР вооружил артиллерией 40 и стрелковым оружием 50 китайских дивизий. Но важнее всего для Китая стали самолеты. Именно они стали самой грозной силой китайцев в войне с Японией.
За скупыми строчками о советских летчиках-добровольцах в Китае скрывается настоящий подвиг. Нашим бойцам пришлось своим мужеством превозмогать многое.
Помимо незнакомой местности, языкового и культурного барьера наши специалисты столкнулись с серьезными инфраструктурными проблемами в Китае. У страны, измотанной бесконечными внутренними распрями, грабежом западных держав и войнами с Японией, не хватало средств на аэродромы в глубинках.
Первые полгода советским летчикам пришлось невообразимо трудно. Из Алматы или Сибири приходилось лететь тысячи километров через высокогорный Тянь-Шань или испепеляюще сухую пустыню Гоби. Не все справлялись с тяжелыми полетами. Из отряда капитана Курдюмова в незнакомых горах разбились несколько летчиков, в том числе и командир.
Промежуточные аэродромы были оборудованы лишь взлетной полосой. Радиосвязь, маяки, метеосводки, ориентиры отсутствовали. Кругом либо горы до самых облаков, либо песок до горизонта.
И хорошо, если в восточном Китае летчика могли всей деревней выловить из болота или реки. В отдаленных районах экстренная посадка была невозможна.
От недостатка горючего летчики нередко погибали в горных районах, где было не дотянуть до ближайшего аэродрома. С топливом, кстати, во всем Китае было непросто.
Горючку доставляли на верблюдах из Индокитая, где её покупали у американцев. К тому же, на склады с бензином и караваны нападали «заряженные» японцами бандиты-хунузы.
И только в апреле 1938 года ситуация изменилась в лучшую сторону. Из Алматы и Ланьчжоу наладили дорожное сообщение по 3000-километровой «дороге жизни». Оборудование и разобранные самолеты шли в грузовиках на аэродром. Причем летчики вместе с техниками и инженерами сами собирали свои самолеты, на которых сражались.
В том сражении всего 7 «ишачков» противостояли 20 японским самолетам. Без потерь советские летчики, два истребителя и один бомбардировщик императорских ВВС.
Не отставали и наши бомбардировщики. Так, 2 декабря 9 бомбардировщиков под командованием будущего Героя Михаила Мачина разбомбили на авиабазе под Шанхаем до 35 японских истребителей. Им иногда приписывают уничтожение крейсера или авианосца на реке Янцзы, хотя японские источники не подтверждают потерю судна в той войне.
Важно отметить, что красноармейцы в Китае находились официально как добровольцы. Подтверждение присутствия СССР в Китае могло бы вызвать международный скандал и спровоцировать конфликт с Японией.
Поэтому, подвиги летчиков старались держать в секрете, особо не разглашая детали «добровольческой миссии».
Советский истребитель под флагом Китайской республики.
Кстати, именно на фронтах китайско-японской войны родился знаменитый «китайский» летчик Ли Си Цин. Советские летчики действительно для конспирации использовали псевдонимы на восточный лад. Например, автора героического рейда на Тайвань капитана Фёдора Полынина китайцы звали генерал Фынь По.
Именно он разработал дерзкий план налета на остров Тайвань. К тому моменту остров уже 40 лет находился в японских владениях. А с началом китайско-японской войны Тайвань стал крупным разгрузочным узлом японских ВВС. Местный аэродром Мацуяма находился далеко от фронта, поэтому именно там японцы собирали свои самолеты.
Сложность удара заключалась в том, что лететь генералу Фынь По пришлось на предельной для бомбардировщика СБ дальности. К тому же, на обратном пути имелся только один незнакомый летчикам аэродром подскока Фучжоу. Любая поломка в воздухе — и бомбардировщику никто не смог бы помочь.
«Набираем высоту 5500 метров. Сердце бьётся учащённо, кружится голова, клонит ко сну — первые признаки кислородного голодания. И в борьбе с ним можно было рассчитывать только на собственную физическую выносливость...» — вспоминал Полынин в своей книге «Боевые маршруты».
Казавшийся бесконечным полет на пределе человеческих возможностей подошел к своей кульминации. Летчики видели аэродром, «открытый как на картинке». Контейнеры с разобранными самолетами стояли безо всякой защиты и маскировки. С системой наблюдения за вражескими самолетами все также было отвратительно. Японцы приняли полынинцев за своих.
Генерал Фынь По, он же Ф.П. Полынин (1906-1981).
280 бомб превратили Мацуяму в одну огромную горящую свалку. По советским данным, на базе находился запас топлива для японских ВВС аж на 3 года!
Растекшееся по всему аэродрому горящее море бензина не могли потушить еще несколько суток. Ощущение ада на земле добавляли и нескончаемые взрывы боеприпасов.
40 самолетов тогда были уничтожены в ангарах и на взлетно-посадочных полосах. Тонны авиадеталей смешались с землей — трудно даже представить, сколько «птичек» в разобранном виде уничтожили летчики Фынь По. Зенитки отчаянно палили уже по улетающим самолетам. Капитан Полынин не потерял ни одного бомбардировщика в бою.
Произошедшее стало шоком для страны восходящего солнца. В Японии был объявлен траур, индексы токийской биржи поползли вниз. Был снят с должности губернатор провинции Формоза (Тайвань). А комендант базы, не дожидаясь гнева императора, закончил жизнь по-самурайски.
Но из-за секретности Советский Союз не мог объявить миру, что именно сталинские соколы под флагом Гоминьдана разбомбили Мацуяму. Пресса гадала, кто же совершил такой дерзкий налет? И пришла к неочевидному выводу: это сделала эскадрилья международных добровольцев во главе с американцем Винсеном Шмидтом.
Да, именно американец несколько дней считался «отцом» победы. Шмидт гордо раздавал интервью, благородно упомянув, что и советские летчики тоже участвовали в налете.
Восторженную заметку об американском «герое» налета на Тайвань опубликовала газета «Гонконг Телеграф». Но неожиданно случился конфуз.
Винсен Шмидт и памятник советским летчикам-добровольцам в г. Ухань, КНР.
Японские власти объявили, что в небе над Тайванем были замечены именно советские бомбардировщики СБ. Да и ноту протеста Токио отправили именно в СССР, а никак не на родину Шмидта.
Американец еще отнекивался, что его, дескать, неправильно поняли. Но когда обман окончательно вскрылся, лжегерой вместе с эскадрильей уехал домой.
Интересно, что японцы попытались отомстить за бомбардировку Тайваня. В апреле над печально известным городом Ухань императорские ВВС подняли в небо 45 самолетов. Советские истребители тогда превратили в груду металлолома 21 машину. После провала японцы еще долго не подходили к городу.
Генерал Фынь По не остался без награды. В ноябре 1938 года с интересной формулировкой «за образцовое выполнение специальных заданий Правительства» Федору Полынину было присвоено звание Героя Советского Союза. Бережно хранят память о наших бойцах и китайцы — в городе Ухань стоит памятник воинам-добровольцам, сражавшимся с японскими захватчиками на стороне Китая.
Сегодня весь мир с тревогой смотрит на Тайвань как на потенциальную пороховую бочку. Как бы не сложился потенциальный конфликт между Пекином и Тайбэем, кажется, что остров Тайвань бесконечно далек от нас и нашей истории. Однако это не так. Именно в небе над Тайванем советские летчики своим подвигом заставили содрогнуться всю Японию.
Упреждающий удар по японцам.
Как связана наша довоенная страна, Китай и Тайвань? Чтобы это понять, нужно немного разобраться в истории войны на востоке. Если для нас Великая Отечественная началась в 1941 году, то для китайцев война за свою Отчизну длилась аж с 1931 года. Именно тогда японцы оккупировали китайскую Маньчжурию, создав там страну-марионетку Манчжоу-Го.Заполыхал Китай в 1937 году. Китайская армия была и морально, и технически устаревшей. Достаточно сказать, что до 1935 года каждая провинция в Китае имела свои вооруженные силы, неподконтрольные центральным властям. Лишь за пару лет до войны власти провели реформу, централизовавшую армию.
Однако технически китайцы по-прежнему колоссально отставали от японцев, чья армия была на мировом уровне. Японцы уже тогда имели солидную авиацию и флот, имелись у них и небольшие танковые подразделения. Всё это помогло японской армии в кратчайшие сроки добиться серьезных успехов в Китае.
Японские солдаты в Китае.
В первые месяцы китайско-японской войны пали Пекин, Шанхай и Нанкин. С разгромом Китая японцы получили бы мощную сырьевую базу Поднебесной, окончательно стали бы державой №1 на Тихом океане и всерьез угрожали войной на дальневосточных границах нашей страны. СССР такая ситуация никак не устраивала.
21 августа 1937 года Москва подписала с правительством Чан Кайши договор о военно-технической помощи. Соглашение было взаимовыгодным для обеих сторон.
В СССР на сумму 250 миллионов долларов шли цинк, медь, вольфрам, олово, шкуры, рис и хлопок. Взамен Советский Союз дал Китаю оружие, технику и специалистов.
Как пишет Антон Трофимов в статье «Таинственная «Операция Z», или Сталинские соколы в Китае» на сайте История.рф, за 4 года СССР вооружил артиллерией 40 и стрелковым оружием 50 китайских дивизий. Но важнее всего для Китая стали самолеты. Именно они стали самой грозной силой китайцев в войне с Японией.
Добраться до аэродрома — уже подвиг.
Всего с ноября 1937-го по 1941 год СССР передал Поднебесной до 1200 самолетов. Через горнило войны с Японией прошли более 5 тысяч специалистов.За скупыми строчками о советских летчиках-добровольцах в Китае скрывается настоящий подвиг. Нашим бойцам пришлось своим мужеством превозмогать многое.
Помимо незнакомой местности, языкового и культурного барьера наши специалисты столкнулись с серьезными инфраструктурными проблемами в Китае. У страны, измотанной бесконечными внутренними распрями, грабежом западных держав и войнами с Японией, не хватало средств на аэродромы в глубинках.
Первые полгода советским летчикам пришлось невообразимо трудно. Из Алматы или Сибири приходилось лететь тысячи километров через высокогорный Тянь-Шань или испепеляюще сухую пустыню Гоби. Не все справлялись с тяжелыми полетами. Из отряда капитана Курдюмова в незнакомых горах разбились несколько летчиков, в том числе и командир.
Промежуточные аэродромы были оборудованы лишь взлетной полосой. Радиосвязь, маяки, метеосводки, ориентиры отсутствовали. Кругом либо горы до самых облаков, либо песок до горизонта.
И хорошо, если в восточном Китае летчика могли всей деревней выловить из болота или реки. В отдаленных районах экстренная посадка была невозможна.
От недостатка горючего летчики нередко погибали в горных районах, где было не дотянуть до ближайшего аэродрома. С топливом, кстати, во всем Китае было непросто.
Горючку доставляли на верблюдах из Индокитая, где её покупали у американцев. К тому же, на склады с бензином и караваны нападали «заряженные» японцами бандиты-хунузы.
И только в апреле 1938 года ситуация изменилась в лучшую сторону. Из Алматы и Ланьчжоу наладили дорожное сообщение по 3000-километровой «дороге жизни». Оборудование и разобранные самолеты шли в грузовиках на аэродром. Причем летчики вместе с техниками и инженерами сами собирали свои самолеты, на которых сражались.
Героические Ли Си Цины.
Появление советских специалистов в китайском небе быстро переломило ситуацию. Первый бой 21 ноября 1937 года над Нанкином стал шоком для японцев.В том сражении всего 7 «ишачков» противостояли 20 японским самолетам. Без потерь советские летчики, два истребителя и один бомбардировщик императорских ВВС.
Не отставали и наши бомбардировщики. Так, 2 декабря 9 бомбардировщиков под командованием будущего Героя Михаила Мачина разбомбили на авиабазе под Шанхаем до 35 японских истребителей. Им иногда приписывают уничтожение крейсера или авианосца на реке Янцзы, хотя японские источники не подтверждают потерю судна в той войне.
Важно отметить, что красноармейцы в Китае находились официально как добровольцы. Подтверждение присутствия СССР в Китае могло бы вызвать международный скандал и спровоцировать конфликт с Японией.
Поэтому, подвиги летчиков старались держать в секрете, особо не разглашая детали «добровольческой миссии».
Советский истребитель под флагом Китайской республики.
Кстати, именно на фронтах китайско-японской войны родился знаменитый «китайский» летчик Ли Си Цин. Советские летчики действительно для конспирации использовали псевдонимы на восточный лад. Например, автора героического рейда на Тайвань капитана Фёдора Полынина китайцы звали генерал Фынь По.
Именно он разработал дерзкий план налета на остров Тайвань. К тому моменту остров уже 40 лет находился в японских владениях. А с началом китайско-японской войны Тайвань стал крупным разгрузочным узлом японских ВВС. Местный аэродром Мацуяма находился далеко от фронта, поэтому именно там японцы собирали свои самолеты.
Сложность удара заключалась в том, что лететь генералу Фынь По пришлось на предельной для бомбардировщика СБ дальности. К тому же, на обратном пути имелся только один незнакомый летчикам аэродром подскока Фучжоу. Любая поломка в воздухе — и бомбардировщику никто не смог бы помочь.
28 полынинцев.
В китайских ВВС было достаточно японских шпионов, поэтому Фёдор Петрович готовил операцию в строжайшем секрете. Даже сами летчики узнали о пункте назначения за считанные часы до вылета. 23 февраля 1938 года 28 бомбардировщиков СБ взяли курс на Тайвань. Лететь приходилось на высоте более 5 километров. Без кислородных масок.«Набираем высоту 5500 метров. Сердце бьётся учащённо, кружится голова, клонит ко сну — первые признаки кислородного голодания. И в борьбе с ним можно было рассчитывать только на собственную физическую выносливость...» — вспоминал Полынин в своей книге «Боевые маршруты».
Казавшийся бесконечным полет на пределе человеческих возможностей подошел к своей кульминации. Летчики видели аэродром, «открытый как на картинке». Контейнеры с разобранными самолетами стояли безо всякой защиты и маскировки. С системой наблюдения за вражескими самолетами все также было отвратительно. Японцы приняли полынинцев за своих.
Генерал Фынь По, он же Ф.П. Полынин (1906-1981).
280 бомб превратили Мацуяму в одну огромную горящую свалку. По советским данным, на базе находился запас топлива для японских ВВС аж на 3 года!
Растекшееся по всему аэродрому горящее море бензина не могли потушить еще несколько суток. Ощущение ада на земле добавляли и нескончаемые взрывы боеприпасов.
40 самолетов тогда были уничтожены в ангарах и на взлетно-посадочных полосах. Тонны авиадеталей смешались с землей — трудно даже представить, сколько «птичек» в разобранном виде уничтожили летчики Фынь По. Зенитки отчаянно палили уже по улетающим самолетам. Капитан Полынин не потерял ни одного бомбардировщика в бою.
Произошедшее стало шоком для страны восходящего солнца. В Японии был объявлен траур, индексы токийской биржи поползли вниз. Был снят с должности губернатор провинции Формоза (Тайвань). А комендант базы, не дожидаясь гнева императора, закончил жизнь по-самурайски.
Секретный подвиг чуть не присвоили американцу.
Когда летчики генерала Фынь По добрались до аэродрома в Ханькоу, китайцы уже знали о результатах налета. На улицы повалили торжествующие толпы, а руководство страны организовало в честь победы банкет. Федор Полынин вспоминал, что китайцы даже приготовили торт, на котором написали по-русски: «В честь РККА. Лётчикам-добровольцам».Но из-за секретности Советский Союз не мог объявить миру, что именно сталинские соколы под флагом Гоминьдана разбомбили Мацуяму. Пресса гадала, кто же совершил такой дерзкий налет? И пришла к неочевидному выводу: это сделала эскадрилья международных добровольцев во главе с американцем Винсеном Шмидтом.
Да, именно американец несколько дней считался «отцом» победы. Шмидт гордо раздавал интервью, благородно упомянув, что и советские летчики тоже участвовали в налете.
Восторженную заметку об американском «герое» налета на Тайвань опубликовала газета «Гонконг Телеграф». Но неожиданно случился конфуз.
Винсен Шмидт и памятник советским летчикам-добровольцам в г. Ухань, КНР.
Японские власти объявили, что в небе над Тайванем были замечены именно советские бомбардировщики СБ. Да и ноту протеста Токио отправили именно в СССР, а никак не на родину Шмидта.
Американец еще отнекивался, что его, дескать, неправильно поняли. Но когда обман окончательно вскрылся, лжегерой вместе с эскадрильей уехал домой.
Интересно, что японцы попытались отомстить за бомбардировку Тайваня. В апреле над печально известным городом Ухань императорские ВВС подняли в небо 45 самолетов. Советские истребители тогда превратили в груду металлолома 21 машину. После провала японцы еще долго не подходили к городу.
Генерал Фынь По не остался без награды. В ноябре 1938 года с интересной формулировкой «за образцовое выполнение специальных заданий Правительства» Федору Полынину было присвоено звание Героя Советского Союза. Бережно хранят память о наших бойцах и китайцы — в городе Ухань стоит памятник воинам-добровольцам, сражавшимся с японскими захватчиками на стороне Китая.