Возможности укрепления торговых отношений в БРИКС
По мнению экспертов, Южная Африка должна воспользоваться своим членством в БРИКС, чтобы нарастить торговый оборот со странами-участницами объединения.
Например, по данным агентства Reuters, за 7 месяцев текущего года импорт из России в Индию увеличился в пять раз и составил более 15 миллиардов долларов. В последнем месяце финансового года, закончившемся 31 марта, импорт Индии из России подскочил почти на 80%.
До марта на Россию приходилось всего 0,2% от общего объема нефти, импортируемой Индией, однако к маю этого года этот показатель вырос до 10%, что сделало Россию вторым по величине поставщиком нефти в страну. Только в мае Индия импортировала 25 миллионов баррелей российской нефти по сильно сниженным ценам.
В прошлом месяце Индийский резервный банк объявил, что вводит в действие механизм международных торговых расчетов в рупиях. Расчеты в рупиях позволят Индии обойти постановления, препятствующие использованию доллара в торговле.
Преимущество такого механизма хорошо понятно России, но важность торговых отношений, основанных на национальных валютах, огромна и для Индии. Сложившаяся ситуация дает возможность для роста индийского экспорта.
В 2021-2022 финансовом году (апрель 2021 – март 2022) дефицит торгового баланса Индии составил 6,61 миллиарда долларов при общем объеме двусторонней торговли между Индией и Россией в 13,1 миллиарда долларов. Чтобы сбалансировать ситуацию, индийское правительство увеличивает экспорт в Россию таких товаров, как фармацевтические препараты, пластмасса и химикаты. Перспективы фармацевтической промышленности Индии выглядят очень привлекательно.
Еще одним преимуществом является положительное влияние на валютный резерв (FCR). FCR для такой зависимой от импорта страны, как Индия, имеет огромное значение. Индия поддерживает и управляет огромным FCR, однако этот резерв используется для оплаты счетов за импорт. Индия почти 80% своих потребностей в углеводородах покрывает за счет импорта, и большинство из них оплачивается в долларах. Как только Индия сможет полноценно проводить расчеты с Россией в собственной валюте, это станет огромным облегчением для ее экономики.
Основную часть экспорта ЮАР в Россию составляют сельскохозяйственные товары, в основном цитрусовые, а в импорте преобладают медь, пшеница и агрохимикаты, такие как удобрения. Цитрусовые, рассчитанные на экспорт в Россию, составляют примерно 7-10% от общего объема южноафриканского производства. Прямой товарооборот между ЮАР и Россией на сегодняшний день незначителен – менее 1%.
Поэтому сейчас есть возможность укрепить не только торговые отношения между ЮАР и Россией, но и растущим сообществом БРИКС. К сожалению, рубль, в отличие от доллара США, не принимается коммерческими банками Южной Африки в качестве валюты для прямых торговых операций. Почему же ЮАР не работает над созданием механизма, аналогичного индийскому, когда российское топливо, удобрения и другие крайне необходимые и в настоящее время подорожавшие товары можно было бы покупать напрямую у России в южноафриканских рандах, а не в долларах или евро?
Помимо импорта из РФ, у ЮАР также есть возможность значительно увеличить свой экспорт в страну. Южная Африка может экспортировать в Россию товары с добавленной стоимостью, которые производятся в стране, где они создают столь необходимые рабочие места и поддерживают малые и средние предприятия – например, в секторах производства автомобильных запчастей, фильтрующих материалов, переработанных продуктов питания и вина.
Другой момент, который необходимо учитывать, – это потенциал привлечения огромного количества российских туристов в Южную Африку. В настоящее время дружественные направления, такие как Южная Африка, наиболее привлекательны. Однако тот факт, что путешественники из России не могут осуществлять платежи по картам в ЮАР, работает не на пользу стране.
Принятие российской системы МИР (национальной платежной карты Российской Федерации) в Южной Африке не только открыло бы двери для прямой российской торговли, но и способствовало бы развитию туризма в стране. Если добавить к этому прямой рейс авиакомпании South African Airways из Кейптауна в Москву, то получится выигрышный рецепт, который поможет омолодить туристическую отрасль Южной Африки, сильно пострадавшую от COVID-19.
По данным Банка России, в настоящее время карты «МИР» принимаются в 11 странах: Турция, Вьетнам, Южная Корея, Армения, Узбекистан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Южная Осетия и Абхазия. Возможность приема карт «МИР» обсуждается с Ираном, Кубой, Египтом и Венесуэлой. Об этом пишет Pretoria News, партнер сети TV BRICS.
Фото: istockphoto.com