Ни Московский, ни Карсский договоры, ни решение Кавбюро, тем более, решения всяких сельсоветов не могут быть признаны договорами, соответствующими международному праву
Наш собеседник – председатель НПО «Свободный гражданин» Овсеп Хуршудян.
Господин Хуршудян, после трехсторонней встречи в Сочи Путин заявил, что достигнута договоренность в ближайшее время приступить к работам по делимитации и демаркации, и все стороны заинтересованы в деблокаде коммуникаций, в том числе Россия. Как вы расцениваете это заявление и принятый по итогам встречи документ в целом?
В заявлении говорится о договоренности уточнить до конца года механизмы деятельности трехсторонней комиссии по делимитации и демаркации, после чего только может быть подписан документ о формировании такой комиссии. Как мне кажется, ключевое значение в этом плане имеет декларированная премьер-министром позиция по поводу того, что границы Армении и Азербайджана должны быть уточнены в соответствии с картами, имеющими правовой бэкграунд. Это надо понимать – «на базе международного права». Если б в заявление был включен такой пункт, то это открыло бы для Армении возможности для маневрирования. И я бы предложил, чтобы в качестве прецедента была использована формулировка, включенная в Цюрихский документ по установлению армяно-турецких дипломатических отношений – «обоюдное признание границ государств, установленных на основании договоров, соответствующих международному праву». Очевидно, что ни Московский, ни Карсский договоры, ни решение Кавбюро, тем более, решения всяких сельсоветов не могут быть признаны договорами, соответствующими международному праву.
Но для этого необходимо, чтобы в комиссию вошли консультанты не только из России, но и, скажем, Евросоюза. Согласие на такое участие Кремль, вроде, дал, и не ясно, почему отказался в последний момент. Возможно, это стало уступкой ЕС после того, как официальная Москва согласилась также не быть стороной этой комиссии, то есть, она будет не трехсторонней, как планировалось, а двусторонней, а русские, согласно заявлению, будут участвовать на консультативном уровне, причем, в соответствии с обращениями сторон. В любом случае, надо работать в этом направлении, в том числе, с западными партнерами, чтобы эксперты ЕС также могли участвовать в работе комиссии.
В документе не закреплено требование признания со стороны Армении территориальной целостности Азербайджана. Это также может иметь место в соответствии с вышеприведенной формулировкой – «на основании договоров, соответствующих международному праву».
И, наконец, прежде чем приступать к делимитации, необходимо размещение на армяно-азербайджанской границе как минимум мониторинговой миссии, которая будет гарантировать, что Азербайджан не прибегнет к провокациям и столкновениям на границе.
Негативным последствием встречи стало то, что, согласно источникам, Алиев отказался до запуска делимитации отвести войска с суверенной территории Армении. С этим, видно, связано и отсутствие решения о создании комисии: вывод азербайджанских войск с территории Армении Никол Пашинян выдвинул в качестве предусловия.
Одним из достижений Путин считает отсутствие серьезной эскалации и широкомасштабных военных действий в регионе. Как вы прокомментируете?
Это хорошо, что он упоминает о «широкомасштабных» действиях, поскольку агрессия Азербайджана против Армении, в результате которой оккупировано 50, а по некоторым данным и все 100 кв. км, является итогом военных действий, которые 14-16 ноября привели к большим потерям. Путину придется ответить на вопросы двух других сопредседателей Минской группы ОБСЕ о том, почему Россия, взяв на себя заявлением 9 ноября 2020 года единоличную роль посредника не только по Арцаху, но и, как выясняется, по армяно-азербайджанским границам, не смогла гарантировать выполнение даже подписанных пунктов. Речь идет о пункте 4, который касается возвращения пленных, беженцев, хотя на встрече Путин почему-то утверждал обратное. Видимо, под «возвратившимися беженцами» он имеет в виду азербайджанцев, которые возвращаются в Шуши. Между тем жители Шуши, Гадрута, других арцахских населенных пунктов не могут вернуться к своим родным очагам.
Еще один невыполненный пункт – деблокада коммуникаций, который саботирует Азербайджан, требуя не означенных в заявлении так называемых «коридоров». Наконец, не выполнен пункт о прекращении огня, и Баку продолжает на глазах «российских миротворцев» расстреливать в упор жителей Арцаха. Все это происходит на глазах международного сообщества, и российское посредничество день ото дня делигитимизируется.
Путин упомянул и о встрече Пашинян-Алиев, которая запланирована на 15 декабря в Брюсселе, приветствовав встречу. Путин лукавит?
Безусловно. Вовлечение ЕС в процессы в нашем регионе расширит возможности Армении отстаивать свои интересы, особенно, суверенитет и территориальную целостность.
Итак, что дала эта встреча?
Необходимо использовать время плодотворно, не растрачивать его, как это было сделано за прошлый год, что обусловлено не только действиями оппозиции. Никто не мешал привести в порядок Минобороны, начать активные контакты с Индией, Францией, Грецией, хотя бы для осуществления оперативных закупок, укрепления армии, а также укрепить позиции в Сюнике и Гегаркунике. Это либо не было сделано, либо делалось с грехом пополам. Поставки из России не удовлетворяли ни в качестве, ни в количестве. Крайне неосмотрительно также делегировать реформирование вооруженных сил РА России. Мы нуждаемся в более высоких стандартах. Войну по российской методологии мы уже видели. Если не могут восстановить отношения с НАТО в рамках IPAP, то можно пригласить хотя бы в качестве инструкторов, лекторов, экспертов наших соотечественников-офицеров, генералов служивших в странах НАТО, а они есть. Время не ждет.