27.11.21==Цугцванг в Донбассе: России вновь нужно выбирать между позором и войной
Уже лет пять-шесть правилом хорошего тона всех московских аналитиков считается декларация того, что попытка силового разрешения донбасского кризиса для Украины будет фатальной. «Вмешается Россия и…» — говорят мудрые аналитики, и дальше следует перечисление военно-технических новинок, показанных Россией на очередной выставке «Армия».
Первое, чем озаботились наши «уважаемые партнёры», — организационными и техническими проблемами ВСУ, устранение которых обеспечивало бы максимальную скорость «силового решения». Чем меньше нужно времени для того, чтобы нанести республикам решительное поражение, тем меньше шансов, что Россия вообще успеет что-то сделать. В этом отношении ВСУ семь лет отнюдь не сидели без дела и проблемы в основном решили.
Параллельно Запад активно работал над самым очевидным «блокировщиком» вмешательства России — созданием в РФ мощного внутриполитического кризиса, который мог бы затянуть принятие решения на «принуждение к миру» Украины или сделать такое решение невозможным в принципе. Серьёзно ускорить течение системного кризиса в РФ не получилось. Тем временем Россия достроила «Северный поток — 2», и уже перед самой Украиной замаячили большие проблемы — и остаться без денег от газового транзита, и утратить «трубу в Европу», доставшуюся в наследство от СССР как козырь для политических игр. И вместо того чтобы отыграть против РФ внутриполитические факторы, западным координаторам процесса пришлось задуматься о том, чтобы активизировать внешнеполитические «тиски».
Завывания эти — повод для скорой раскрутки идеи «российского вторжения» в иностранных СМИ, работающих на аудиторию «цивилизованного мира». И первейшим итогом этой раскрутки станет, разумеется, возвращение Народной Милиции Республик к режиму жесткого соблюдения «одностороннего перемирия». То есть ВСУ, пригнав на передовую толпы журналистов, будут старательно провоцировать очередными обстрелами ответный огонь с нашей стороны или просто имитировать «ответку» своими же огневыми средствами, чтобы обвинять республики и «поддерживающую их Россию» в агрессии. Разумеется, с рассказами о том, что в Донбассе, мол, против ВСУ сейчас уже воюет российская армия, и далее, далее, далее. И в конце концов в местном зимнем «военном окне», в январе — первой половине февраля, происходит очевидная развязка «обострения» — «Что смотришь? Ударить хочешь? Получай сдачи!»
Или Россия не вмешивается в процесс уничтожения республик, или вмешивается, но тогда «принуждение к миру Украины» выливается в глубочайший политический кризис по линии РФ — Европа и серьёзные экономические проблемы для РФ. Разумеется, эта шахматная «вилка» в реальности представляет собой не менее шахматный цугцванг, кратко описываемый известной формулой «Выбирая между позором и войной позор, ты получаешь в итоге и то и другое».
Тут-то и садятся в лужу граждане, годами планировавшие и осуществлявшие военное строительство в республиках в парадигме «Нам бы день простоять да ночь продержаться, а там Россия вмешается». И это не простая лужа, а лужа крови. Очень большая. Потому что ВСУ не составит труда за сутки-двое выйти авангардами к границе и перед камерами упомянутой CNN и на глазах у внезапно прозревшей ОБСЕ приготовиться к отражению «российской агрессии». Но, скорее всего, без продолжительных круглосуточных трансляций на российскую и европейскую аудиторию зверств украинских военных и артобстрелов городских кварталов никто российской армии «принуждать к миру Украину» не прикажет. А ВСУ, разумеется, не будут в эти первые дни делать России таких подарков, как Саакашвилли в 2008-м с расстрелом Цхинвала «Градами» или украинские нацисты в мае 2014-го с одесским «Домом профсоюзов».
В общих чертах ситуация будет болезненно напоминать старшему поколению судьбу Сербской Краины, которую хорватская армия под руководством западных советников «схлопнула» за считанные дни в августе 1995 года при невмешательстве Югославии под руководством Слободана Милошевича. Дальнейшая судьба не вмешавшегося Милошевича, растерявшего свою популярность и свергнутого потом в ходе «бульдозерной революции», хорошо известна. Потеря Косово, потеря власти в стране, «Гаагский трибунал» и смерть в тюрьме ещё до окончания судебного процесса, «чтобы не получилось как с Димитровым в 1933-м».
Впрочем, уже мало кто помнит даже из старшего поколения, что именно президент РФ Борис Ельцин был одним из тех, кто уговаривал Милошевича сдать Косово, заменив свою армию на «миротворцев».