Парламент стерпит всё. Глава Карелии накричал на депутатов
Текст: Георгий Чентемиров
В карельском парламенте прошла первая после сентябрьских выборов сессия. Обновленный депутатский корпус – седьмой по счету – решал кадровые вопросы: выбирали спикера, сенатора, председателей комитетов и так далее. Конкурентного сражения не получилось – партия власти, верная своему статусу, не стала делиться руководящими позициями. Однако кое-какой сюрприз все же случился. Первая сессия нового созыва дала новое знание о взаимоотношениях между исполнительной и законодательной властями и, возможно, задала новый вектор этих отношений: оказывается, на депутатов теперь можно кричать.
«Не надо устраивать истерику»
Началось все с выступления главы Карелии Артура Парфенчикова. Он заседания Заксобрания посещает не слишком часто, и на прощальную сессию предыдущего созыва не пришел вовсе. 6 октября руководитель региона, однако, посчитал нужным рассказать депутатам о ситуации в республике и дать им напутствие в работе.
Губернатор поведал о росте инвестиций и налоговых поступлений, строительстве дорог, новых школах и детских садах, хороших темпах расселения аварийного жилья. Из доклада Парфенчикова явствует, что жизнь в республике, несмотря на некоторые трудности, становится лучше – правда, во многом за счет субсидий из федерального бюджета. Так, глава региона с гордостью отметил, что за несколько лет ассигнования из Москвы выросли в пять раз.
На этой позитивной ноте хорошо было бы перейти к выборам председателя заксобрания, но настроение испортила депутат Эмилия Слабунова. Она предложила внести в повестку дня вопрос об отставке министра сельского хозяйства Владимира Лабинова. Причина – грандиозный скандал, вызванный отказом государственных совхозов продавать молоко местным молочным предприятиям. Теперь продукцию будут везти в Вологодскую область, а местные срочно ищут новых поставщиков.
Портал «Петрозаводск говорит», как и другие издания, неоднократно писал об этой проблеме. Под ударом оказались два предприятия – «Олонецкий молочный комбинат» и «Славмо». На это и указала Слабунова, пояснив, что решения регионального Минсельхоза наносят вред карельской промышленности и местным жителям.
Разумеется, инициатива Слабуновой обсудить отставку Лабинова была отклонена, как и практически все инициативы, исходящие от нее в ЗС РК. И на этот эпизод никто не обратил бы внимания, если бы не губернатор. Артур Парфенчиков вступился за подчиненного, и сделал это очень громко – в буквальном смысле слова.
– Вологодское предприятие согласилось покупать молоко у наших производителей за рыночную цену. Есть нормальная экономическая политика. В первую очередь мы должны думать о сельском хозяйстве. Вы хотите обвинить Лабинова в чем-то? Когда мы в 2017 году сюда приехали, 46 совхозов Карелии приказали долго жить. И в зале есть люди, которые в это время здесь находились. Тысячи гектаров мелиорированных земель заросли лесом. Мой дядька, кавалер советских орденов, 50 лет на экскаваторе копал землю, сейчас там растет лес; вы Лабинова в этом обвините?! Посмотрите его биографию, человек всю жизнь в сельском хозяйстве!
Как выяснилось, есть у Парфенчикова претензии и к самим молокозаводам. Точнее, как нетрудно догадаться, к конкретному предприятию – олонецкому.
– Успешно развиваются те молокозаводы, которые наращивают производство, вкладывают прибыль не в различные политические проекты, а в карельское село. Или вологодское... Вы предлагаете угробить Ильинский и Мегрегу ради доходов Олонецкого комбината, часть из которых вообще непонятно куда идет?
Слова Парфенчикова раздавались в полной тишине. При этом глава Карелии обвинил своих критиков в истерике и политизации вопроса.
– Надо не в газетах устраивать истерику – это вы истерите, Эмилия Эдгардовна, а надо готовиться к совещанию (Которое будет проводить Лабинов 16 октября. – Авт.). Надо не политикой заниматься в сельском хозяйстве, а самим сельским хозяйством,
– обратился глава региона напрямую к Слабуновой.
Свое выступление губернатор окончил словами «Лабинов будет министром сельского хозяйства!», после чего раздались аплодисменты.
Хлопали, однако, явно не все. Эмилия Слабунова посчитала, что речь Артура Парфенчикова была хамской.
– Тон и стиль, которым говорил в стенах карельского парламента глава республики, является недопустимым и оскорбительным для только что избранных депутатов, – сказала Слабунова. – Это стало возможным только по той причине, что позиции парламента были существенно ослаблены в предыдущем созыве, и парламент стал органом, обслуживающим действия исполнительной власти...
«Без конфликтов»
Главные вопросы минувшего заседания касались, однако, кадров. В первую очередь надо было решить, кто возглавит карельский парламент. Единороссы на должность председателя заксобрания выдвинули Элиссана Шандаловича. Депутат Алексей Хейфец отметил, что именно спикер организует работу парламента, делает ее «максимально бесконфликтной», но при этом «отстаивает позиции законодательной власти среди прочих ветвей власти». Именно Шандалович, по мнению фракции «ЕР», справится с этими задачами.
За кандидатуру Шандаловича проголосовало большинство депутатов – что не удивительно, учитывая их партийную принадлежность. Не было неожиданностей и с заместителями. Вице-спикерами стали Ольга Шмаеник и Илья Раковский – оба единороссы. Попытка оппозиции протолкнуть в президиум кого-то из своих провалилась. Точно так же представители партии власти возглавили все профильные комитеты Законодательного собрания.
Журналист «ПТЗ говорит» спросил Элиссана Шандаловича, как он оценил выступление губернатора в стенах Законодательного собрания: устроили ли его тон, интонации и уровень громкости, которые использовал глава Карелии в общении с депутатами.
– Я не заметил какой-то особой громкости звука и особого тона, – ответил Элиссан Шандалович. – Это парламент; кто-то может так говорить, кто-то может говорить по-другому.
Кажется, и Шандалович, и Парфенчиков, и, к сожалению, большинство депутатов уже давно забыли то обстоятельство, что, по Конституции Карелии, именно Законодательное собрание наделяет полномочиями главу республики, а не наоборот. Так что вопрос, кто на кого тут может покрикивать, как минимум, спорный...
В общем, можно не сомневаться, что парламент и дальше будет «максимально бесконфликтным» по отношению к исполнительной власти. Пока непонятно, позволено ли только губернатору кричать на депутатов, или других чиновников это тоже касается. Впрочем, это легко можно выяснить экспериментальным путем.