Аппарат полпредов в России: в чем суть и что с регионами, где их нет
Полгода в Сибирском федеральном округе нет полномочного представителя президента. Как отмечают эксперты, столь длительное отсутствие высокопоставленного чиновника никак не повлияло на жизнь региона. Аппарат полпредов, появившийся в начале 2000-х как один из инструментов выстраивания так называемой «вертикали власти» президента Путина, так и не стал реальной управленческой единицей. А рядовые россияне и вовсе не понимают, зачем нужна эта должность. Николай Вепрев расскажет подробности.
Кабинет полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе пустует с 9 апреля. Вице-адмирал Сергей Меняйло, который занимал эту должность последние 6 лет, возглавил республику Северная Осетия. А нового полпреда в Сибири президент Путин так и не назначил.
«Что есть сейчас полпред, что его нет, разницы мы особой не ощущаем. Наверное, хорошо, когда есть государево око, которое наблюдает за нашими чиновниками, за их деятельностью. Но, как показывает практика, полгода прошло – ничего страшного не случилось», – говорит Ростислав Антонов, депутат новосибирского горсовета.
Указом Владимира Путина Россию разделили по территориальному признаку на 7 федеральных округов в 2000 году. Это сделано в рамках кампании по централизации власти и выстраивания так называемой властной вертикали.
Предполагалось, что полномочные представители президента, не связанные с местными элитами, будут напрямую проводить политику центра в регионах. Первым полпредом в Сибири стал профессиональный дипломат Леонид Драчевский, бывший до этого назначения послом в Польше. Он много ездил по округу, успешно решал межрегиональные противоречия. Но через несколько лет отправлен в отставку, ибо «Единая Россия» показала на выборах в Сибири плохие результаты. На смену ему пришел генерал армии Анатолий Квашнин, и с тех пор, с одним исключением, все полпреды были выходцами из силовых структур. А сибирские губернаторы привыкли получать разносы в характерной манере за любые мелочи, вплоть до наименования должностей в своем аппарате.
Между тем, сибиряки за 20 с лишним лет существования института полпредства так и не поняли, в чем заключается функционал самого полпреда.
«Насколько я понимаю, что-то аналогичное сенаторам в США, наверное, что-то такое, что представляет регион в целом».
«Я не знаю, как работает эта вертикаль власти. Но наверное, должен быть какой-то государственный контроль, потому что у нас чем дальше от Москвы, тем хуже и хуже».
Проблема в том, говорят политологи, что наделив своих полпредов контрольными функциями, президент все решения оставил за собой. Чиновники высокого ранга не имеют реальных рычагов воздействия на региональные власти, не могут принимать кадровые решения, не влияют на распределение финансов. По сути, генерал-губернаторы превратились в свадебных генералов.
«Я думаю, что в тот момент, когда было решено, что полпреды не будут иметь распорядительные функции – строить космодромы, мосты через реки, новые магистрали, не будут снимать или назначать губернаторов – в это момент должность полпреда потеряла какое-либо значение», – считает политолог Алексей Мазур.
Эксперты предполагают, что место сибирского полпреда остается так долго вакантным еще и потому, что президент Путин с подачи министра обороны, сибиряка Сергея Шойгу, готовит новую административную реформу. Речь идет о создании нового сибирского макрорегиона и должности соответствующего вице-премьера в федеральном правительстве. Что, по сути, означает провал 20-летнего эксперимента с полпредами президента.
Николай Вепрев belsat.eu