Как Иран подыграл России, чтобы остаться в плюсе
Продолжается подготовка к вступлению Исламской Республики Иран в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). О том, что это произойдёт, стало известно после визита в Москву в феврале главы иранского парламента Мохаммада Бакери Калибафа. Судя по отзывам как иранской прессы, так и государственных деятелей страны, за дело в Тегеране берутся засучив рукава — предварительный этап займёт всего пару недель.
Новость эта прошла по нашим СМИ почти незаметно. Да и не только по нашим. Что очень зря. О серьёзности намерений Ирана говорит хотя бы личность того, кто приезжал на переговоры, — это очень весомый человек в их политической системе, многократно участвовавший в президентских выборах.
Осторожный Иран долго решал и наконец сделал выбор. Последним доводом для него послужило недавнее соглашение, подписанное по итогам войны в Карабахе, — то, в рамках которого было принято решение о создании транспортного коридора из России в Индию. Теперь к данному проекту присоединяется Иран, что делает его завершённым. И стоит за ним огромная геополитика.
Ранее ЕАЭС называли некой попыткой России создать новую Империю. Некий новый СССР. Но, как ни парадоксально, Иран вступает в сообщество именно для того, чтобы сохранить собственную независимость и статус региональной сверхдержавы.
Мало кто понимает, но главной проблемой Ирана является не конфликт с США, а нарастающая мощь находящегося рядом Китая. Попадать в зависимость от которого Иран не хочет.
При этом известно, что в современном мире для создания самодостаточной экономики требуется ресурс населения минимум в 300 млн человек (более надёжная цифра — 500 млн).
Того же хочет и Россия.
И вот с реализацией данного проекта подобная общая мечта становится ближе. После вступления в ЕАЭС Ирана общий расклад становится таким: Россия (146) + Иран (83) + Киргизия (6) + Казахстан (16) + Белоруссия (9) + Армения (3). Что уже даёт общий рынок в 263 млн. человек. А если в ЕАЭС вступят страны, которые пока всего лишь являются наблюдателями (демонстрируя заинтересованность), то ситуация становится такой: плюс Узбекистан (34) и Куба (11).
Кроме этого, Иран получит выход на крупный рынок Союза, тем самым обезопасит себя от западных санкций. В дальнейшем сотрудничество может дойти и до вступления в ОДКБ, что обеспечит Ирану и военную защиту.
Россия, принимающая ещё и дополнительные военные обязательства, взамен также получает немало. Она без войн воплотит древнюю мечту всех Русских Царей, получив выход к Индийскому океану. Российские грузы пойдут прямым морским путём в индийский Мумбаи через порт Чехбехар. Для России откроется доступ на рынок с населением 83 млн человек. С перспективой покрытия общего рынка в 308 млн человек. Именно под эту перспективу Россия развивает авиастроение, металлургию, химическую и атомную отрасли. Новый большой общий рынок позволит создать замкнутую систему экономики, менее зависимую от внешних факторов.
Всё вместе это создаёт, ни много ни мало, новую картину мира.
Разумеется, будут недовольные. Перечислять которых даже смысла нет. А будут и проигравшие (они же потерпевшие). Например, Грузия. Которая уже сейчас откровенно остаётся за бортом, обрекая себя на участь регионального экономического, социального и цивилизационного гетто на поколения вперёд. По крайней мере, на данный момент. Но это уже их выбор. Нас он интересовать не должен.
В отличие от другого вопроса: насколько нынешняя РФ сможет реализовать столь амбициозный геополитический проект?
Что ж, посмотрим.
Читайте по теме: Турция — США: ритуальные заклинания и реальность
Павел Кухмиров