«У нас элита немножко другая»: какие советы Салават-абый даст Аюповой
Глава ведомства назначила четырех советников, среди них — внук знаменитого спортивного тренера
Салават Фатхетдинов, как и еще трое его коллег, накануне приказом Ирады Аюповой назначены советниками на общественных началах министра культуры Татарстана. Сама руководитель ведомства рассказала «БИЗНЕС Online» о не слишком известных широкой публике Раисе Сафиуллиной и Викторе Житлове, а наши эксперты ищут объяснения, почему Салават согласился на должность как бы более низкого уровня, чем Элвин Грей, который стал советником главы Башкортостана: «Наш президент в советниках не нуждается».
«Житлов будет помогать с московскими культурными проектами»
Кадровые новости пришли накануне из недр министерства культуры Татарстана. Ирада Аюпова издала приказ, согласно которому у главы ведомства появилось четыре советника на общественных началах. В этот довольно разношерстный список вошли заслуженный артист РФ Салават Фатхетдинов, театральный критик Нияз Игламов, член международной федерации журналистов, член союза фотохудожников России Раиса Сафиуллина, а также управляющий партнер, генеральный директор консалтинговой компании Sculptor Agency Виктор Житлов.
Два первых имени в этом квартете хорошо известны — это главный артист татарской эстрады в XXI веке Салават и единственный признанный в России театровед топ-уровня из РТ Игламов, который, кстати, в 2021 году попал в жюри «Золотой маски».
Что касается двух других советников, то о них коротко рассказала «БИЗНЕС Online» сама министр культуры Татарстана. «Раиса Гарифовна Сафиуллина очень долго работала в министерстве культуры нашей республики, она фотохудожник. Она будет заниматься в том числе вопросами взаимодействия с общественными институтами на территории РТ, — рассказала Ирада Хафизяновна. — Это включает то, что касается работы общественного совета при минкульте, она давний его член, а также направление, связанное с оценкой взаимодействия с экспертными сообществами, обеспечение коммуникации с общественными институтами. То есть будет один человек, координирующий взаимодействие с художественными экспертными советами. И чтобы не происходило такого, что провели мероприятие и забыли, а велась бы регулярная системная работа». Кстати, активная общественница Сафиуллина когда-то давала интервью нашей газете в качестве автора лучшего вопроса к интернет-конференции генконсула Венгрии, где сообщила, что является автором девиза Казанского фестиваля мусульманского кино: «Через диалог культур — к культуре диалога».
Любопытная биография и у советника Житлова, кстати, внука выдающегося казанского тренера по фехтованию Владимира Житлова. В свое время выпускник истфака КГУ возглавлял департамент маркетинга дирекции Универсиады-2013. Далее согласно его биографии, опубликованной на сайте компании Sculptor Agency, в 2013–2015 годах наш герой совместно с ЦСК «Апостол» Тины Канделаки занимался проектом территориального брендинга «Наследие Татарстана». «Житлов работает в Москве и в основном взаимодействует с агентством стратегических инициатив. Сейчас очень много инициатив реализуется в столице, и это независимые институты. Советник станет помогать с московскими культурными проектами, которые будут реализовываться с применением федеральных институтов», — говорит Аюпова.
Напомним, что с приходом в минкульт нынешней главы ведомства здесь заметно выросла роль экспертного сообщества — все проекты с государственным финансированием, а также потенциальные лауреаты госпремий проходят через экспертизу. Теперь в том числе представители данного экспертного сообщества получили официальный статус советников министра. Кроме того, в некотором смысле сегодняшними кадровыми решениями Аюпова расставляет приоритеты в деятельности ведомства: важнейшие виды искусств — театр и национальное музыкальное творчество, первоочередные направления деятельности — взаимодействие с общественностью и экспертами, а также с федеральными структурами.
«Многое зависит от элиты, которая у нас в Татарстане есть на сегодняшний день»
Конечно, наиболее интригующим выглядит назначение Салавата. Очевидно, что в татарстанском руководстве все-таки есть разные представления о том, как должна развиваться национальная песенная культура. С одной стороны, поддержка фестиваля «Yзгәреш җиле», призванного реформировать нещадно критикуемую татарскую эстраду, с другой — Салават, один из создателей этой самой эстрадной индустрии, в качестве советника министра культуры РТ.
Правда, надо заметить, что Салават-абый сам рассказывал в редакции «БИЗНЕС Online», как Минтимер Шаймиев ему в свое время предлагал министерское кресло. И вот теперь артист приходит в минкульт, но в ином качестве. И это происходит на фоне того, как тот же Элвин Грей задал планку и стал советником главы всего Башкортостана Радия Хабирова.
«Наш президент в советниках не нуждается, — считает продюсер, руководитель студии «АКСУ» Рустам Сарваров. — А Ирада Аюпова, если говорить честно, стоит далеко от татарской эстрады, Салават же близко, думаю, нужные советы может дать. Салават с культурной жизнью республики знаком, знает, кто чем дышит, тем боле, что он профессор института культуры». «В принципе решение логичное, министру нужны советники-профессионалы. Салават — профессионал, ведь уже много лет работает на эстраде», — подтверждает профессор Казанской консерватории Зиля Сунгатуллина.
«А кого еще? Это же не Сладковский должен быть, не Соколов или Сунгатуллина, ну кто еще, конечно, Салават, — несколько иронизирует певец, педагог, заслуженный артист РФ Мнир Соколов. — Я думаю, очень логичное назначение. Если уж Элвин Грей является советником главы Башкортостана, сам бог велел Салавату быть советником. Многое зависит от элиты, которая у нас в Татарстане есть на сегодняшний день, и этим обусловлены и вкусы — то, что в театрах идет, какая музыка звучит, какие фестивали проводятся». По мнению собеседника газеты, Фатхетдинов как раз подчеркивает нашу элиту и выражает ее мнение.
«Конечно, есть и Шаляпинский фестиваль, и „Мирас“, есть и другие, но они должны превалировать во всей культуре, вообще классическая музыка, потому что это высшее проявление человека, — считает Соколов. — Но у нас элита немножко другая. На самом деле, чтобы быть заинтересованными и выходить на действительно мировой уровень, нужно это осуществлять только путем классической музыки. Эстрада пусть подтягивается на данный уровень. Многое, конечно, делается в указанном плане, но, например, мне непонятно, в оперном театре вдруг „Yзгәреш җиле“ — фестиваль эстрадной песни. Не понимаю я этого».