Странное заявление Путина на встрече с Пашиняном и Алиевым
«Особо хотел бы при этом отметить, что во всех своих действиях Россия стремилась следовать ключевым наработкам, достигнутым в Минской группе ОБСЕ. Мы продолжаем регулярно сверять с партнёрами – сопредседателями Минской группы наши действия», об этом на встрече с Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым заявил 11 января Владимир Путин.
«Для контроля за соблюдением перемирия на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора по просьбе армянской и азербайджанской сторон развёрнут российский миротворческий контингент. Думаю, что сегодня было бы важно, прежде всего, наметить последующие шаги по ключевым направлениям урегулирования, обозначенным в совместном Заявлении от 9 ноября прошлого года. Имею в виду вопросы, связанные с деятельностью российского миротворческого контингента, уточнением демаркационных линий, решением гуманитарных проблем, охраной объектов культурного наследия», отметил он.
О каких наработках в рамках Минской группы ОБСЕ говорит Путин? Входило ли в эти наработки право на решение конфликта военным путем, а план Лаврова, размещение российских миротворцев, демаркация границ? Может, участие Турции в военных действиях? Или создание совместного с Турцией мониторингового центра? А предопределенное поражение Армении входило в эти наработки, потому что в случае победы Армении миротворцы в Карабахе не понадобились бы?
Зато после заявления 9 или 10 ноября западные сопредседатели Минской группы Франция и США выдвинули перед третьим сопредседателем Россией ряд вопросов, обвинив ее в сепаратном сговоре. Франция и США поставили вопросы статуса Арцаха, исключения военного урегулирования, возвращения перемещенных лиц и о роли Турции. Вопрос статуса, к примеру, является ключевым в наработках ОБСЕ, в отличие от плана Лаврова.
Вопросы статуса Арцаха и другие ключевые проблемы сейчас нависли над Москвой дамокловым мечом, в том числе, и вопрос миротворцев, мандат на ввод которых Баку так и не подписал. Попытки легализовать трехстороннее антиармянское заявление проваливаются, а Минская группа фактически ставит перед Москвой выбор – либо определение статуса в формате сопредседательства МГ, либо начинается процесс международного признания. Если Запад проявит в этом вопросе последовательность, Москва и Баку окажутся в сложной ситуации, поскольку вопрос статуса Арцаха в результате угодных Турции усилий Москвы превратился в мощный междунродный инструмент.
Внешняя политика России провалена на всем южно-кавказском направлении – Азербайджан утерян, Армения – в таком состоянии. Спасением России является армянский фактор, который клептократический режим этой страны растратил планом Лаврова.