Власть Севастополя призвали не отпиливать у барана ногу
По объявлению
Об ошибках, допущенных при оценке, мы писали неоднократно. Причиной, по мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей, стал механизм, который применялся на территории Севастополя. Об этом Тимофей Смирнов заявил в эфире программы «Федеральное значение» на телеканале «Первый Севастопольский».
«Это была массовая оценка участков, которая основывалась в основном на рекламных объявлениях», — сказал он.
Да, налог на землю — один из источников пополнения бюджета. Но нельзя забывать, что непомерно тяжёлое налоговое бремя неизбежно приведёт к снижению налога на прибыль, — подчеркнул омбудсмен. И это в лучшем случае, если бизнес такую ношу вообще переживёт.
Кроме Смирнова, в программе принимали участие омбудсмен по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей в сфере кадастров, земельных отношений и имущественных прав в РФ, Марина Карпова и руководитель Севастопольской региональной экспертной группы Национальной коллегии специалистов-оценщиков Роман Галеев.
Как подчеркнула Марина Карпова, массовая оценка не может быть точной в принципе. Высказала омбудсмен и своё мнение по ситуации в Севастополе.
«Судя по тому, что коллеги мне рассказывали, оценка проведена не очень профессионально, допущены достаточно серьёзные методологические ошибки», — считает она.
Кадастровой оценкой земли в Севастополе занималось созданное в августе 2018 года ГБУ «Центр кадастровой оценки земли».
Сейчас у тех, что считает себя пострадавшими, есть два пути: обратиться в региональную комиссию по оспариванию результатов кадастровой оценки или же в суд.
Однако существуют поправки к федеральному законодательству, предусматривающие обращение в ГБУ — то есть к тем, кто, собственно, и производил оценку.
«Они же оценили, они же будут разбираться — ошиблись они или не ошиблись. И это не слишком радует», — говорит Марина Карпова.
Логично предположить, что ГБУ будут защищать результаты своей работы до последнего. Хотя наличие многочисленных ошибок уже подтверждено судебной практикой.
В среднем, по словам Романа Галеева, в результате судебных экспертиз стоимость земли снижается примерно на треть. Хотя бывают и более выдающиеся случаи. Независимые же оценщики, к которым истцы вынуждены обращаться перед походом в суд, стабильно оценивают участки в 2-3 раза ниже, чем их коллеги из ГБУ.
Не пилите, Шура
Поправки уже приняты Госдумой, но вступят в действие с 2023 года. Наверное, есть смысл поторопиться оспорить кадастровую стоимость своей земли до этого срока.
Кроме этого, Тимофей Смирнов призвал власть и вновь избранного губернатора обратить внимание на этот вопрос. Иначе, по его словам, увеличившийся поток обращений в суды может оказаться для власти серьёзным испытанием.
В качестве примера регионов, в которых проводится очень разумная политика в отношении кадастровой оценки земли, Марина Карпова привела Республику Карелию и Московскую область. Там, по её словам, результаты перепроверяют, не дожидаясь обращений граждан, и применяют дифференцированный подход к вопросу.
«Казалось бы — Московская область, где много всяческого бизнеса, что им переживать? Но они берегут этот бизнес. Я считаю, что это правильный подход. И Севастополю тоже надо его поберечь. Я сама чиновник, 14 лет работала муниципальным служащим. Но это неразумное поведение — отпиливать у барана ногу ради какой-то сиюминутной выгоды», — подчеркнула омбудсмен.
Тимофей Смирнов высказал мнение о необходимости создания органа, в который наряду со специалистами ГБУ вошли бы независимые оценщики.
Состав нынешней комиссии по оспариванию кадастровой оценки он назвал спорным — по закону комиссия должны состоять наполовину из чиновников, наполовину из предпринимателей. По факту же вторых там совсем немного.
Есть и другие интересные моменты.
«За всё время работы комиссии я только один раз видел там чиновника, который голосовал в поддержку позиции предпринимателя», — рассказал Смирнов.
«И после этого этот человек перестал быть членом комиссии», — добавил Роман Галеев.
Марина Карпова считает, что Севастополю с его спецификой необходим свой закон, отличный от тех, по которым действуют регионы, всегда жившие в российском правовом поле.
«Хотелось бы разумного и бережного отношения к этому прекрасному городу», — добавила она.
Думать о перспективах развития города, о балансе интересов власти и бизнеса необходимо — таково общее мнение участников эфира. Хочется верить, что власть их услышит.
Ольга Смирнова