Новгородские исторические записки от Виктора Смирнова. Записка сто восемьдесят вторая: «Святыни новгородские. Клопский монастырь»
Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.
Святыни новгородские. Клопский монастырь
Свято-Троицкий Клопский монастырь расположен в 20 километрах от Великого Новгорода на берегу реки Веряжи при ее впадении в озеро Ильмень. Его название объясняют по-разному. Одни связывают его с самоистязанием монахов, позволявших кусать себя бесчисленным клопам, другие -- с формой этого островка, своими очертаниями напоминающего упомянутое насекомое.
Следует сразу указать на важное отличие Клопского монастыря от других новгородских обителей. Он был основан московскими князьями, содержался на московские пожертвования и потому находился в негласной оппозиции по отношению к вечевой республике. Во время открытого противостояния Новгорода и Москвы этот монастырь играл роль своего рода «агентурного центра», снабжавшего великого князя секретной информацией о новгородских делах.
История монастыря тесно связана с именем святого Михаила Клопского, который относится к числу самых колоритных персонажей новгородской истории. Отпрыск знатного княжеского рода, Рюрикович по рождению, сын великого князя Симеона Ивановича от третьего брака с тверской княжной Марией Александровной и внук Дмитрия Донского, он по неизвестной причине отказался от мирской жизни и выбрал для себя стезю юродивого.
В 1408 году в Свято-Троицком Клопском монастыре таинственным образом объявился новый насельник. Он ничего не рассказывал о себе и только механически повторял задаваемые ему вопросы. Но затем пришелец начал удивлять братию чудесами и пророчествами. Он спасает монастырь от разбойников, предсказывает игумену скорое возвышение, в год страшной засухи находит животворящий источник, наказывает параличом новгородского посадника, захотевшего отобрать у монастыря доходное место.
Очень многие пророчества Михаила Клопского отражают промосковскую ориентацию монастыря. То он предсказывает скорую смерть Дмитрию Шемяке, заклятому врагу московского князя, то, взобравшись на колокольню, торжественно возвещает о рождении у московского князя сына Ивана, который покорит Новгород.
Есть в Житии и рассказ о том, как к Михаилу Клопскому пришел посадник Немир. Он поведал юродивому, что будущим летом московский князь захочет подчинить новгородскую землю, но этому помешает призванный новгородцами из Киева князь Михаил Олелькович. И ответил ему Михаил: "То у вас не князь -- а грязь! Пошлите лучше послов к великому князю Московскому и бейте ему челом." И дальше подробно предсказал всю историю покорения Новгорода, включая Шелонскую битву и разгром новгородского войска. (На самом деле все описываемые события случились через двадцать лет после смерти юродивого, последовавшей в 1453 году, и были сочинены автором Жития, преследовавшим политические цели).
После покорения Новгорода заслуги монастыря перед Москвой были щедро вознаграждены. В то время как у других новгородских обителей отбирали земли и угодья, Клопский монастырь получал поистине царские подарки. Иван Грозный построил здесь величественный Троицкий собор и заказал золоченую раку для мощей Михаила Клопского.
Но со временем Клопский монастырь разделил общую судьбу пригородных новгородских обителей. Сначала его разграбили войска польского короля Стефана Батория, потом сюда пришли шведские оккупанты графа Делагарди. В девятнадцатом веке уже никто не вспоминал о былых заслугах монастыря перед Москвой, да и сама столица перебралась в Санкт-Петербург. Обитель постепенно приходит в упадок, оживляясь в дни поминовения Михаила Клопского, когда сюда стекался народ со всего Поозерья.
В 1913 году монастырь, если можно так выразиться, сменил пол, превратившись из мужского в женский. Кроткие, терпеливые монахини вдохнули сюда новую жизнь. В монастыре жили 40 насельниц в возрасте от 10 до 70 лет, в основном крестьянского происхождения, но все грамотные. Послушания распределялись так: казначея, ризничая, алтарница, строительница, благочинная, две церковницы, экономка, просфориня, огородница, коровница, трапезная. Их жизнь протекала в молитвах и неустанных трудах на монастырской земле и на скотном дворе. В один год они собрали 35 мешков картошки, 10 мешков свеклы, 100 пудов капусты, 2500 штук огурцов, 90 возов сена и пуд меда со своей пасеки.
Сразу после Октябрьской революции на монастырь начались гонения. Новые власти обложили обитель неподъемными налогами, отобрали землю и скот, реквизировали все его имущество, вплоть до чайной посуды и самоваров, а потом арестовали священника, без которого по церковным канонам в женском монастыре нельзя отправлять богослужения. Сестры не роптали, а на все преследования отвечали кроткими молитвами за своих утеснителей. Служить в монастырских храмах стали монахи соседнего Юрьевского монастыря, а крестьяне местных деревень помогали скромными пожертвованиями.
И тогда терпение властей лопнуло. 23 мая 1920 года в обитель явились чекисты и объявили о ее закрытии. Всех насельниц, включая совсем старых и больных, прогнали на все четыре стороны. Одних приютили местные крестьяне, другие разбрелись кто куда. Брошенные монастырские строения стали растаскивать на кирпичи.
Великая Отечественная война, казалось бы, окончательно довершила смертоубийство древней обители. Глядя на руины среди буйных зарослей бузины, казалось, что жизнь сюда уже никогда не вернется. И даже когда началось возрождение Русской православной церкви, когда один за другим стали оживать новгородские храмы, до Клопского монастыря очередь все никак не доходила.
Наконец в 2005 году эти руины были возвращены Новгородской епархии. А дальше благодаря небесному покровительству Михаила Клопского, по неусыпному попечению владыки Льва, трудами первых насельников и помощи благотворителей монастырь начал возвращаться из небытия. Очищена территория, построен теплый храм Михаила Клопского, реставрируется Троицкий собор, в котором чудом сохранилась настенная роспись XVII века. На северной стене обращает на себя внимание фреска "Изгнание торгующих из храма". В ней все очень динамично: опрокинутый стол, падающие люди, рассыпанный мешок с деньгами.
Постепенно налаживается столь любезная русскому сердцу неспешная монастырская жизнь. Разбит молодой сад, появились огороды, теплицы, птичий двор.
Обитель возрождается в буквальном смысле по кирпичику. В монастырской лавке каждый жертвователь может приобрести кирпич с его именем, который будет положен в стену храма.
Пейзаж здесь чисто новгородский -- простой и умиротворяющий. Добраться сюда из Великого Новгорода совсем несложно. Двадцать километров по шимской дороге, от поклонного креста свернуть налево, а там уже видны купола.
Можно испить водицы из источника, открывшегося по молитве Михаила Клопского и приложиться к его мощам в Троицком соборе. Память святого отмечается 24 января.
Иллюстрации со страницы автора.