«Просто пытаются сорвать девочке свадьбу». За Варварой Карауловой установили надзор
По решению суда девушка должна отмечаться в полиции на протяжении почти девяти лет и являться домой не позже одиннадцати вечера. Ее будущий муж и адвокат настроен добиваться отмены судебного акта, который «испортит жизнь» второй половине
Кунцевский суд Москвы установил почти на девять лет — до 27 апреля 2029 года — административный надзор за бывшей студенткой МГУ Варварой Карауловой. В 2015 году 19-летняя девушка пыталась сбежать в Сирию, и, как счел суд, попыталась примкнуть к исламистам. Спустя пять лет она собралась замуж за одного из своих адвокатов. Однако в семейное счастье вмешалась полиция.
В административном иске, поданном начальником отдела полиции столичного района Кунцево, блюстители порядка просили запретить Карауловой покидать пределы квартиры с десяти вечера до шести утра, «если это не связано с работой», а также обязать отмечаться дважды в месяц. И так до апреля 2029 года, на протяжении почти девяти лет.
Варвара Караулова (она сменила имя и фамилию и стала Александрой Ивановой) была, конечно, против. Дело в том, что в ближайшее время у нее должна состояться свадьба.
Медовый месяц под угрозой
По словам ее жениха, адвоката Олега Елисеева, радостное событие должно произойти «уже скоро», однако дату юрист предпочел оставить в секрете. Он признался, что требование полиции никак не будет способствовать укреплению института брака и семьи, да и вообще испортит все настроение ему и его невесте.
«Ну просто представьте себе. Девушка выходит замуж, девушке хочется медовый месяц. А в медовый месяц при таких ограничениях никак не поедешь, это исключено. Свадьба, которая проходит до 22:00, — какая-то уже детская свадьба», — поделился он своими эмоциями с Business FM перед началом процесса.
На заседании Кунцевского суда, которое прошло без участия прессы из-за режима самоизоляции, адвокаты просили иск отклонить. Они пытались убедить суд в том, что требования полиции неправомерны и излишни, а Варвара уже не тот человек, что была пять лет назад. Для того чтобы подтвердить это, они даже привели в суд свидетельницу — однокурсницу Карауловой, которая выступила по характеристике ее личности.
Адвокаты утверждали, что требования полиции излишни. В пылу судебных баталий досталось и прокурору, которая поддержала требования МВД. Адвокат Карауловой Сергей Бадамшин потребовал, чтобы та надела перчатки (всех посетителей судов на период пандемии обязаны пользоваться масками и перчатками), а заодно переобулась в форменную обувь. Прокурор просьбу выполнила, но позицию по делу не изменила.
Для того чтобы принять решение, судье Светлане Ухналевой (она известна тем, что выносила приговор студенту ВШЭ Егору Жукову. — Business FM ) потребовался ровно час. Она практически полностью удовлетворила требования истца, лишь скорректировав время пребывания Карауловой дома. Там она должна быть не в десять, а в одиннадцать вечера, а покинуть квартиру сможет в шесть утра.
Студентка, работник и волонтер в одном лице
Адвокаты намерены подать на решение апелляцию. «Сотрудниками полиции, в данном случае начальником отдела полиции МВД по району Кунцево, не был обоснован иск. Меры, которые сотрудники полиции просили применить к Варваре, являются чрезмерными. Они повлекут лишь дополнительные неудобства в ее жизни и не приведут к результатам, которые предусмотрены действующим законодательством, — заявил Business FM Олег Елисеев. — Говоря простыми словами, они просто пытаются сорвать девочке свадьбу и абсолютно беспочвенно испортить жизнь человеку, который работает, учится и занимается волонтерской деятельностью. Просто пытаются держать на дополнительной длине цепочки. Поэтому данное решение мы будем обжаловать. На это дается десять суток. Я почитаю решение и буду писать жалобу».
Судьба Варвары Карауловой привлекла внимание общественности, когда в мае 2015 года 19-летняя студентка второго курса философского факультета МГУ сбежала из дома. Она отправилась в Турцию, чтобы оттуда попасть в Сирию. Родственники забили тревогу, и девушку удалось перехватить на границе. Ее вернули домой, где обвинили в «покушении на участие в деятельности террористической организации» (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 205.5 УК РФ) — «Исламского государства», она запрещена на территории России.
Две любви Вари Карауловой
В ходе судебного процесса подсудимая отрицала вину. Она утверждала, что просто влюбилась в вербовщика, но идеи радикального ислама не разделяет. Однако Московский окружной военный суд ей не поверил и в декабре 2016 года приговорил к 4,5 года колонии. 16 апреля 2019 года Вологодский городской суд освободил Караулову условно-досрочно из колонии. К тому времени ей оставалось сидеть один год и один месяц.
Позже на пресс-конференции в Москве Варвара призналась, что стыдится своего поступка. «Мне за себя в данный момент стыдно, я настолько мало интересовалась политикой и происходящим в мире, что для меня аббревиатура ИГИЛ была пустым звуком... Я надеюсь, что таких желающих больше нет, что моя история стала показательной», — сказала она. Девушке пришлось оставить учебу в МГУ — она была отчислена по собственному желанию. После выхода на свободу Караулова рассказывала, что является студенткой сразу двух вузов и обучается заочно. В интервью СМИ она рассказывала, что встретила будущего мужа год назад в офисе у своего адвоката Сергея Бадамшина.