«Увеличилось число тех, кто стал позволять себе вкусненькое и вредненькое»
Экспертный клуб «Волга»: в самоизоляции люди не стали чаще заниматься спортом, но и не спились
Меньше рыбы, молока, больше БАДов, овощей, фруктов и перекусов — такой рацион самоизолированных озвучили на минувшем заседании дискуссионного клуба «Волга». Индекс паники снизился, «ковидные» страхи приобрели рациональные очертания. О том, почему в России невозможна «велосипедная» революция для дистанцирования, как в Европе, и сколько в России «зожников», — в материале «БИЗНЕС Online».
О ТЕКУЩЕЙ ОБСТАНОВКЕ, КОЛЛЕКТИВНОМ ИММУНИТЕТЕ И ПРИЧИНАХ ПРОБЛЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РФ
Накануне эксперты клуба «Волга» на онлайн-заседании обсудили, как угроза заражения коронавирусом изменила отношение к здоровью. Но для начала о ситуации с распространением коронавируса рассказывала руководитель высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. Доктор медицинских наук напомнила о том, как распространяется заболевание, как его диагностируют и как разносится и переносится болезнь (у 80% бессимптомно, у 20% с симптомами). Попутно напомнила и важности ношения маски в общественных местах.
По озвученным Улумбековой данным на 27 мая коллективный иммунитет к коронавирусу в 65% пока не достигнут. В Москве он составляет 14%, в Нью-Йорке 19,5%, в Лондоне 17,5%. А желательно, чтобы 65%. «Это нас не защищает от передачи вируса», — сказала Улумбекова, добавив, что на плато вышли, но снижения заболевших нет.
Все страны столкнулись с проблемами в здравоохранении, продолжала Улумбекова, но в РФ ситуация сложнее. Тому пять причин. Первая — низкое госфинансирование сферы здравоохранения — оно в 1,9 раз ниже, чем в «новых» странах ЕС в расчете на душу населения. Вторая — неэффективные рыночные механизмы финансирования в форме обязательного медстраховани и принципа «деньги следуют за пациентом». Последнее, по мнению эксперта, разрушило сельское здравоохранение и инфекционную службу. Третья — бездарная оптимизация здравоохранения последних лет. Четвертая — нетерпимое положение медработников. Пятая причина — отсутствие централизованного управления отраслью. Это стоило жизни 190-256 умерших медработников в РФ (5-7,2% от числа скончавшихся от коронавируса). Для сравнения в Италии умерло 163 медработника (0,5% от общего числа жертв), в США 130 (0,1%).
Татарстан на этом фоне выглядит неплохо. По словам вице-премьер РТ, главы штаба по защите от коронавируса Лейла Фазлеева, здравоохранение Татарстана достойно справляется с распространением инфекции. «Нам не просто, нам сложно, но мы все вместе работаем», — сказала Фазлеева.
САМОИЗОЛЯЦИЯ ДАЛА ЗНАТЬ О СТАРЫХ БОЛЯЧКАХ, А СТРАХ РОССИЯН ПЕРЕД КОРОНАВИРУСОМ СТАЛ РАЦИОНАЛЬНЫМ
Директор по работе с органами государственной власти всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Кирилл Родин считает, что в начале эпидемии россияне бравировали перед болезнью, потом испугались.
«Но индекс паники снизился, страхи приобрели рациональные очертания. Это хорошая прививка обществу для прохождения таких историй, — сказал Родин и встал в один ряд с экспертами, говорящими о том, что мир после пандемии скорее всего останется прежним. — Резких изменений ждать не стоит, в том числе в отношении людей к собственному здоровью, здоровому образу жизни».
Страх действительно дает о себе знать — второго июня минздрав РТ рассказал, что пациенты, у которых появились признаки сердечно-сосудистого заболевания, начали отказываться от госпитализации из-за боязни заразиться коронавирусом.
Из-за акцента на коронавирусе может сложиться ощущение, что другие болезни уходят на второй план, но это не так, указала главный специалист-ангионевролог минздрава РТ, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов КГМУ Дина Хасанова.
«Летальность от коронавируса составляет от 1 до 5 процентов. А от инсульта в мире — минимум 15 процентов! И инсульт — важная причина инвалидизации. При первых симптомах инфаркта и инсульта нужно госпитализироваться, чтобы минимизировать последствия», — подчеркивала Хасанова.
По словам физиолога-диетолога, биохимика, лабораторного диагноста Гузель Закировой, во время карантина дали о себе знать старые болячки, триггером для которых стал стресс. «Те, кто уделял себе внимание, продолжают этим заниматься, они же стали уделять больше внимания здоровью, питанию родителей. Кто не занимался здоровьем, так им и не занимается», — сказала Закирова, отметив, что пропасть между теми, кто следит за здоровьем, а кто нет, будет только увеличиваться.
РАЦИОН САМОИЗОЛИРОВАННЫХ: МЕНЬШЕ РЫБЫ, МОЛОКА, НО БОЛЬШЕ БАДОВ, ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ И ПЕРЕКУСОВ
Так стали ли люди больше заниматься спортом? Модератор заседания, политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов похвалился тем, что купил себе тренажер.
«А я купил себе, не поверите, штангу! Мы с вами теперь спортсмены?! — задался вопросом Родин. — Как быстро мы повесим на них сушится одежду? Должны быть системные изменения только тогда мы сможем говорить об устойчивом тренде».
Откровенных «антизожников», людей с вредными привычками в России 25%, 36% «зожники» декларативные, которые стремятся к физической активности, здоровому образу жизни, оставшиеся 39% живут в обычном режиме. К последним, по словам Родина относятся те, кто покупают себе штангу, но регулярно ей не занимаются.
Последние опросы ВЦИОМ показали, что роста числа регулярно занимающихся спортом в России нет, но потребление табака, алкоголя осталось на том же уровне, что тоже не плохо.
Изменилось ли питание россиян в период самоизоляции? У большинства ничего не изменилось, стали разве что есть больше овощей и фруктов. «Но увеличилось число тех, кто стал есть менее здоровую пищу, позволять себе вкусненькое и вредненькое», — сказал Родин. Стали есть меньшими порциями, но 3% опрошенных, наоборот, стали есть порциями побольше. Социолог отметил и то, что у россиян уходит культура потребления рыбных изделий, но объяснил это снижение выбором молодежи. В комментариях к трансляции тут же написали, что связано это с ценами на рыбу.
«Не могу сказать, что порции стали меньше, стало больше перекусов», — не согласилась Закирова с данными исследований ВЦИОМ.
А Лейла Фазлеева рассказала, что в начале эпидемии жители РТ стали чаще покупать БАДы (в анонсе заседания клуба речь шла о росте на 30%), витамины, интересоваться новым заболеванием в Интернете. Но интерес спал. Вице-премьер объяснила это усталостью.
К обсуждению подключился первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Наиль Залаков. По его словам, в условиях закрытия границ самоизоляция показала важность сельского хозяйства, но в Татарстане проблем с продуктами питания не возникло. «Почти все, что производится в Республике Татарстан, я могу сказать без тени лжи, органическое, — подчеркнул Залаков и акцентировал внимание на питании школьников и детсадовцев. — Рационы в школах, детских садах просчитаны. У меня трое детей и, оказывается так хорошо, когда они в садике или школе и не надо готовить. Там все просчитано».
И еще, Татарстан занимает первое место по производству молока и самоизоляция серьезно ударила по этому лидерству — упало потребление «молочки», овощей в школах и детских садах.
«НЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ТОГО, ЧТО ЗОЖ ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ»
Основатель проекта «I love supersport» и со-основатель Ironstar Максим Журило рассказал, что из-за закрытия фитнес-клубов их пользователи перешли в онлайн. «Вряд ли это люди, которые решили заниматься спортом», — считает Журило. Сказались и запреты регионов на занятия спортом на улицах: в Москве их разрешили на этой неделе, в Татарстане в начале самоизоляции тоже было запретили занятия, но потом разрешили. Но гиподинамия, по словам Закировой, не самый страшный враг. Самое страшное — это нарушение режима дня.
Журило рассказал и о том, что европейские города стимулируют людей пользоваться велосипедом для соблюдения социальной дистанции. Чем не вариант и для увеличения числа «зожников» в России? Например, в начале мая стало известно, что власти Милана изменят движение на 35 км городских дорог в пользу пешеходов и велосипедистов. По такому же принципу поменяют движение на дорогах Мехико, Нью-Йорк, Сиэтл, Богота, Барселона. Мэр Парижа Анн Идальго выделила 300 млн евро на сеть велосипедных дорожек. И цель не только снизить риск заражений COVID-19, а создать условия безопасного передвижения в городах без резкого увеличения загрязнения воздуха, а также предотвратить возобновление массового использования личных автомобилей, разгрузить общественный транспорт. Опытом заинтересовались и в Казани.
С примерами Журило о массовом переходе на велосипеды не согласился президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов. И причина не только в климате, но и в подготовленности инфраструктуры.
«ЗОЖ — это не панацея, — завершал обсуждение Куртов. — Нет доказательств того, что ЗОЖ продлевает жизнь. Качество жизни улучшает. И совсем нет необходимости заставлять москвичей ездить на велосипеде по грязным дорогам и приходить потными на работу для того, чтобы стать немножко здоровее».