Гнут свою Ливию. Выгодна ли России смена власти в североафриканской стране?
Контроль над месторождениями «чёрного золота» на севере Африки отчаянно оспаривают французы, американцы, турки и египтяне. По слухам, есть интерес и у русских... Хорошо бы, он и правда там был — так считает обозреватель «АиФ».
Сейфулла Айдид, живущий в центре Триполи, отвечает мне на СМС с сильной задержкой — качество мобильной связи хромает. Электричество дают на 6–8 часов в сутки, магазины работают с генераторами, иначе продукты в холодильниках протухнут. «Бензин не могу купить третий день — на заправках очереди, у спекулянтов — в пять раз дороже, — рассказывает Айдид. — Иду на улицу — смартфон оставляю дома, ведь если он понравится солдату — заберёт». До революции, когда при поддержке авиации НАТО был свергнут и убит диктатор Муаммар Каддафи, Сейфулла работал инженером-строителем, получал отличную зарплату, медуслуги были бесплатны, ЖКХ стоило символически. В конце августа 2011 г. повстанцы ворвались в Триполи, и Айдид с радостью их поддержал: «Каддафи надоел — 42 года у власти, его семейство грабило Ливию, сыновья сплошь миллиардеры». Теперь Сейфулла жалуется на бесконечную гражданскую войну. «Почти 10 лет сплошной грызни, люди тысячами гибнут... Я не знаю, когда наступит мир». Да, до этого ещё далеко — на прошлой неделе Ливийская национальная армия (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара после года боёв отступила из окрестностей столицы. Её противник — Правительство национального согласия (ПНС) премьер-министра Фаиза Сараджа, контролирующее кроме Триполи лишь несколько городов, развивать успех явно не в состоянии. Турция отправила 1500 солдат на помощь Сараджу, а Франция, Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ, поддерживающие Хафтара, закупают для его войск российскую и белорусскую военную технику. Передышки в войне не предвидится.
Ракеты, бандиты и броневики
В посольстве Ливии в РФ мне уже дважды отказывали в визе — власти не заинтересованы в приезде российского журналиста. Правда, властями их можно назвать лишь условно: ПНС контролирует 15% ливийской территории (в основном земли вокруг столицы). Ещё 10% заняты повстанцами-бедуинами провинции Феццан, а три четверти республики находятся «под штыком» фельдмаршала Хафтара. И это не считая «городов-государств» вроде Мисураты, защищающихся силами собственного ополчения. Мне удалось пообщаться с жителями страны и находящимися в Ливии иностранцами в соцсетях. Ситуацию в Триполи они описывают словами «безумие» и «ад».
«Государство разорвано, обстановка ужасная, — считает медсестра из Украины Алевтина Фадеева (имя изменено. — Авт.), работающая в госпитале Триполи с 2010 г. — Целые кварталы разрушены, нас возят в больницу под охраной броневиков: я смотрю из окна на сожжённые машины, нередко на Триполи падают ракеты. Мы лечили раненых турецких офицеров — они воюют за боевиков ПНС. Турки уверены, что на стороне Хафтара — сотни российских наёмников из частной военной структуры. Но я не видела ни раненых, ни пленных, говорящих на русском».
Турция помогает премьеру Сараджу: президент Эрдоган обещал довести общее число турецких военных в Ливии до 4000 человек. Правительство, чью власть приняли лишь несколько городов в стране, поддерживают США и ООН. Даже в Триполи «международно признанными министрами» контролируются отдельные «куски» столицы, а на улицах района Гергадж всем распоряжаются боевики из банд, занимающихся наркоторговлей и похищениями людей. «Подручные Сараджа и турецкие СМИ твердят: Халифа Хафтар держится только благодаря русским лётчикам, танкистам и вашему оружию, — объясняет журналист Фуад Кануни из Бенгази. — В своё время Хафтар сбежал из Ливии в США, получил американское гражданство — ЦРУ его финансировало, но после свержения Каддафи в 2011 г. утратило интерес. А теперь называет Халифу врагом демократии. Смешно!» На истерзанную войной Ливию все давно бы уже наплевали, забыв навсегда, как Сомали (в этой стране бои не прекращаются 29 лет). Но в Сомали нет нефтяных вышек, а месторождения Ливии хранят 2% мировых запасов «чёрного золота», республика находится на 9-м месте на планете по энергоресурсам: как говорят сами ливийцы, «даже наши вампиры пьют нефть». Это проклятие государства, в чьи дела влезло с десяток держав, пытаясь получить дешёвый бензин для своих автомобилей.
Беженцы и кровавый ужас...
Отдельный здешний бизнес — переправка на утлых судёнышках сотен тысяч беженцев из Африки в Европу. ЕС заплатил премьер-министру Сараджу 32 млрд долл. за задержку иммигрантов в ливийских портах — тот деньги охотно прикарманил, но проблему не решил. Собственно, тут даже не в Хафтаре вопрос, а в полной неспособности правительства Триполи навести порядок в республике. Кто виноват? В 2011 г. Запад начал бомбардировки Ливии, заявив, что желает спасти мирных жителей от гнёта диктатуры. Правда, вместо «свободы для угнетённых» это вылилось в нынешний кровавый ужас, ну да кто ж такие мелочи помнит. Египет, Франция и ОАЭ сделали ставку на армию Хафтара от безысходности. По схожей причине ливийским фельдмаршалом заинтересовалась и Россия. В конце концов, да почему бы и нет? Хафтар учился в 1977–1978 гг. в СССР, владеет русским языком, в 2016-м посещал Москву, вёл переговоры с Шойгу и Лавровым. Солдаты фельдмаршала сражались против исламистов и выбили их из основных городов. Конечно, лучше наладить отношения с таким человеком, особенно если его формирования заняли три четверти страны, включая и главные нефтяные промыслы.
Каддафи, усталость и старик...
Но есть одна проблема. Хафтару в этом году должно исполниться 77 лет, и, по слухам, со здоровьем у него не очень. Объедини он страну, сколько времени фельдмаршал останется правителем? Вряд ли надолго. А дальше что — новая война? Ливийцы смертельно устали от уличных боёв и взрывов в жилых кварталах. «О Аллах, сказал бы мне кто раньше, как мы будем жить после Каддафи! — огорчается Сейфулла Айдид. — Я поддержу хоть самого дьявола, если он сможет прекратить наш кошмар». Хафтар далеко не пряник, судя по его сомнительной биографии: попытка сместить Муаммара Каддафи, бегство в США и работе на ЦРУ. Но в том-то и дело, что в Ливии по-прежнему ставить не на кого, кроме как — цитируя «Двенадцать стульев» — на «мощного старика».
Сейфулла с извинением заканчивает беседу — скоро отключат электричество, ему нужно успеть зарядить телефон. Я, как говорится, свечку не держал, потому не уверен, работали на Хафтара сотни наших «военспецов» в Ливии или нет. Но от себя лично выскажусь: а вот и хорошо бы, если б работали. США не стесняются менять правительство любой страны — взять хотя бы последнюю неудачную попытку переворота в Венесуэле. Мы честно дружили с Африкой в советские времена, потратив наши миллиарды на режимы «друзей», — и те сдали нас при первом же удобном случае. Сейчас всё должно быть жёстко и прагматично. В Ливии есть нефть? Отлично, приводим к власти удобных нам политиков: хоть Хафтара, хоть Сараджа, хоть сыновей Каддафи — и получаем выгодные контракты для наших нефтяников. Хватит стесняться вести себя цинично — пора делать ставку на то, что экономически выгодно для России и улучшения жизни её граждан. Со стороны Соединённых Штатов, откровенно и легко подминающих под себя страны с дешёвыми энергоресурсами, я что-то вообще никакого смущения не наблюдаю.