Россия и Турция в мире после COVID-19: поговорим о ценностях
Россия и Турция в мире после COVID-19: поговорим о ценностях
То и дело стали всплывать интересные мысли и доводы о внешней политике Москвы, её роли на Ближнем Востоке и в Африке. Одни пишут об Асаде, который оказывается "больше не друг", другие рассуждают о тех, кого еще вчера называли "стратегическими партнерами"-говорю о турках и Турции.
Так, в начале мая на НТВ россиянам даже показали целый художественный фильм о соотечественниках, которые при странных обстоятельствах но, тем не менее, угадили в ливийскую тюрьму весной 2019. Причем, как выяснилось, несмотря на то, что приехали в эту страну "социологи" по своей воле так или иначе, но турецкая сторона "виновата" в том, что поддерживает этих "злых бармалеев"-тюремщиков : ливийское Правительство Национального Согласия (ПНС). Но оставим "бармалеев". Мы просто знаем, что они обязательно живут в Африке, а туда- "ходить не надо". Своим мы желаем скорейшего освобождения.
Интересно другое. Допустим, что, как утверждается, турецкое руководство "заигралось" с кем-то или дружит не с тем, с кем кому-то надо в регионе. Все это очень может быть. Однако Россия и Турция в своих отношениях не уйдут от главного вопроса: и это вопрос о ценностях (то, что мы продвигаем или то, к чему именно мы хотим прийти в регионе, в мире).
В общем, президент республики-Р.Т. Эрдоган и его партия утверждают, что хотят нести определенные ценности, которые, как они считают, разделяют страны и народы Ближнего Востока и Африки. Если вкратце, в турецких СМИ, фильмах и вообще в их массовой культуре прослеживается идея социальной справедливости (или равенства возможностей) и идея "Мир-больше "пяти" (то есть: "Мир больше пяти членов -Совбеза ООН"). Последний месседж, слова Эрдогана, адресован странам и народам региона, чтобы призвать "мировые державы" считаться с исламскими странами, которые не представлены в Совбезе.
При этом турки стараются или делают многое, чтобы их "слова" (ценности) внешне не расходились с делами. Для этого они систематически отправляют гуманитарную помощь и миссии по всему миру (и делали это задолго до коронавируса), принимают и обеспечивают на своей территории миллионы сирийских беженцев, иной раз вступаются за тех, кого считают слабыми и беззащитными в регионе, часто портя при этом отношения со своими соседями: иногда с Россией из-за сирийского режима, иногда с Израилем из-за Палестины. Бывало разное и будет разное. Часто турецкие политические силы и ради популизма соревнуются друг с другом в том, кто раньше поможет-например, бесплатно раздать маски гражданам или принести продукты питания. Иногда вокруг этих ценностей разыгрываются целые баталии. Так или иначе, они считают идею взаимопомощи, спрведливости важной для себя и для тех, кто за ними наблюдает.
Так вот, "впрягаясь" за разных "бармалеев" (в Сирии ли, в Ливии ли), вкладываясь на международной арене в такие ценности- Турция, по видимому, намерена играть в долгую. Любое турецкое руководство и после Эрдогана, поверьте, будет действовать точно также. Почему? Не обладая природными ресурсами в таком изобилии, в каком им обладаем мы- в России, им неизбежно приходится крутиться, выживать. Иными словами, так Анкара его, выживание это, и видит. Кстати, работает. Хотя иногда и со сбоями. Кто же без греха.
Но снова о ценностях. Понятно, что современная Россия Путина вряд ли может стать убедительным примером социальной справедливости и уж тем более, вряд ли эту идею сможет куда-то экспортировать. Да, она ,честно говоря, к этому пока и не стремится.В демократические ценности у нас в целом тоже перестали верить: они стали уделом, скорее, меньшинства. "Русскую весну" мы уже показали на Донбассе и в Крыму. Все всё поняли. Чуть не забыл: думали в Кремле стать единым государством с Белоруссией. И с этим пока, как в статусе отношений: "все сложно".
Итак. Судя по многим признакам последних дней, какой-то части Кремля сильно и агрессивно не нравится, что Турция вкладывается, впрягается где-то в Ливии и в Сирии за каких-то местных "бармалеев". Кстати, для последних турки даже тот самый "Айболит" или "Чип и Дейл", который "спешат на помощь". Они убедили этих "дикарей", что играют в долгую.
Понимают ли в Кремле, что ломать турецкую игру в регионе, можно только став этим "Айболитом"?