На врачах сэкономим – заткнём дыры студентами! Москва в условиях "военного времени"
Пандемию COVID-19 многие сегодня сравнивают с войной, на которой врачи – главные бойцы. Ну а на войне все средства хороши, а потому бороться с инфекцией отправляют, например, студентов-медиков. Всё это обставлено красиво: и выплаты им за это, мол, положены, и безопасность будет на высшем уровне. Вот только студенты почему-то совершенно на такую "работу" не рвутся.
Петрова Александра
Московские власти заявили о щедрых мерах государственной поддержки тех, кто на передовой борется с распространением коронавируса. Студенты-медики получат аж 175 тысяч за борьбу с COVID-19 в рамках своей практики! Их обеспечат всем необходимым – предоставят современные средства индивидуальной защиты и бесплатное питание, а также дадут опытных наставников. Об этом 4 мая заявил столичный Депздрав.
Если ознакомиться с новостью чуть подробнее, окажется, что на 175 тысяч смогут претендовать не все студенты, а лишь те, кто устроится на должность медсестры, младшие медсёстры получат 115 тысяч, а остальные студенты, проходящие практику в коронавирусных стационарах – от 20 до 70 тысяч рублей. Что, в принципе, всё равно неплохо. При этом указывается, что студенты-медики "могут" приступить к работе в больницах по предложению мэра. Создаётся впечатление, что такая работа – дело исключительно добровольное. Звучит это всё, конечно, хорошо. Но слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Ситуация глазами студентов
Сами же студенты предоставляют несколько иную информацию. Так, по их словам, ряд российских вузов, в частности, крупнейший московский медицинский вуз – МГМУ им. Сеченова, фактически принуждает студентов к прохождению практики в учреждениях, где лечатся больные COVID-19, так как такая практика уже включена в учебную программу. При этом в конце апреля студентам Сеченовки сообщили, что распределение по лечебным учреждениям будет зависеть не от их желания, а от решения Депздрава (ага, вот такая добровольность). А за невыход на практику в учреждения, где лечат больных COVID-19, студентам пообещали поставить академическую задолженность с "непонятными серьёзными санкциями".
Кстати, ездить на такую практику студентам Сеченовки предлагают исключительно по социальной карте, то есть на общественном транспорте – таков был один из тезисов обращения к ним проректора по учебной работе Татьяны Литвиновой. Учитывая, что интервал движения поездов в том же московском метро увеличили, из-за чего вагоны теперь ездят переполненными, риск заражения студентов-медиков и заражения ими других людей возрастет в разы.
А вот что говорит об уже действующей коронавирусной практике студентов москвичка Диана Саркисян, работающая в одной из частных клиник:
"Я работаю на ковиде с начала апреля. У нас есть жильё, бесплатное питание (не только в больнице, но и в санатории, где живём), есть СИЗ. Работников старше 65 отправили в отпуск. Студентам жилья не предлагают, питание – только в больнице, СИЗ – сомнительно, деньги – тем более (50к от Путина почти никто не получил, мы тоже). Эти люди не только рискуют заболеть – они перезаражают всех в метро и автобусах, ездя в них каждый день. Ну и семьи. У нас, несмотря на СИЗ, всё равно сотрудники болеют, у 20% есть антитела. Большинство не имеют симптомов, то есть даже не узнают, что они заразны".
Выходит, на практике всё иначе, нежели на словах чиновников из Депзрава?
"Вы выбрали не ту профессию, позор!"
Студентов такая добровольно-принудительная коронавирусная практика совсем не устроила, и они начали поднимать шум, создав движение "Мы выбираем жизнь". Главное их требование – сделать практику в учреждениях, где лечат от COVID-19, полностью добровольной. Неудивительно: власти достаточно долго запугивали народ, ужесточая карантин, заставляя даже кремировать умерших с положительным тестом на коронавирус – будто они были переносчиками чумы или сибирской язвы. Так что страх перед COVID-19, несмотря на по-прежнему очень низкую смертность от него, крайне велик. Велик он и у студентов.
Однако некоторые пользователи в соцсетях ополчились на активистов, не желающих в обязательном порядке идти лечить коронавирусных пациентов. Их уличили в том, что они хотят "отсидеться в окопах", пока другие изо всех сил сражаются с инфекцией. Снова всплывает ассоциация с войной, условия которой требуют, чтобы всё население побросало все дела и встало на защиту Родины.
Вот только не введено на данный момент в России ни военного положения, ни чрезвычайной ситуации. С одной стороны, студентов хотят мобилизовать на "войну" с коронавирусом, приводя соответствующие аргументы про священный долг и благородство профессии врача, с другой – преподносят это как общую практику, добровольную, с вознаграждением. Где же правда? Что это – война или нечто иное?
Ряд российских вузов фактически принуждает студентов к прохождению практики в учреждениях, где лечатся больные COVID-19. Фото: Софья Сандурская/АГН "Москва"
"Нам постоянно рассказывают – то тут, то там – о подвиге наших предков во Второй мировой войне, пытаясь помыкать нашими чувствами, – пишут активисты в своей группе "ВКонтакте". – Но при этом не говорят главного: в те времена мотивы борьбы были ясны и осязаемы. А что касается формальной стороны вопроса, то тогда была объявлена именно война. Самая чрезвычайная ситуация, которую только можно придумать. А сегодня никакого режима ЧС мы не видим. Так почему же мы должны жертвовать своим здоровьем и здоровьем близких, когда в стране нет чрезвычайной ситуации? Почему мы должны закрывать собою чужие прорехи и ошибки?"
Указывают студенты и на отсутствие у себя достаточной квалификации. Ведь они – ещё не врачи, не специалисты, а только учащиеся. Почему бы не объявить набор именно врачей, не предложить уволенным в рамках так называемой "оптимизации" специалистам достойные условия работы, подняв им зарплаты и обеспечив пресловутыми "современными средствами индивидуальной защиты"? Зачем направлять на эту работу неопытных студентов? Все эти вопросы сейчас повисли без ответа.
Хотя возможный ответ на них всё-таки есть. Студентами действительно хотят заткнуть дыры. В рамках оптимизации медицины на протяжении многих лет в России сокращали число больниц и, соответственно, работающих в них врачей – это известный факт, взять хоть статистику Минздрава. Число больничных коек в Москве сократилось с 93 430 в 2013 году до 68 195 в 2018-м – и это в столице! Что уж говорить о регионах. На месте этих больниц построили более "рентабельные" и экономически выгодные торговые центры, а где-то оставили пустыри. Теперь же, когда возникла острая нехватка лечебных учреждений, их экстренно обустраивают в спортивных комплексах, ледовых дворцах и павильонах ВДНХ. Ну а вместо сокращённых когда-то врачей на передовую отправляют студентов.
Так победим.