Мариам Асламазян расклеивала антифашистские плакаты на улицах Ленинграда
Во время Великой Отечественной войны многие армянские художники талантливо реализовывали себя в жанре плаката. Военный плакат был особенным — он должен был вдохновлять советский народ воевать с врагом, терпеть невзгоды и работать в тылу. С этой непростой идеологической задачей великолепно справилась Мариам Асламазян — художница-армянка, известная нам как автор панно в павильоне Армения на ВДНХ в Москве и на факультете землеведения МГУ.
Слова на плакатах звучали как молитва
Внимание к наглядной агитации проявилось ещё в самом начале Великой Отечественной войны. Уже в декабре 1941 года была открыта первая выставка военного времени «Армянские художники — Великой Отечественной войне». Нападение Германии на СССР без предупреждения — создало особое, исполненное драматизма настроение первых месяцев войны во всех республиках СССР. Драматизм этот отразился и в плакатном творчестве Асламазян.
В январе 1942 года были выпущены первые листы «Окон АрмТАГа», газетные строки получали в плакатах броский, запоминающийся облик — люди заучивали наизусть слова, написанные на плакатах словно молитву. Уже в августе 1942 года состоялась выставка плаката, посвящённого военной тематике. Плакат «Кровь за кровь!» Мариам Асламазян, наряду с графикой «Не пропустим!» и «Отомстим» Мгера Абегяна были признаны самыми яркими работами этой экспозиции.
Во время войны Мариам Асламазян уделяла советским антифашистским плакатам очень много внимания. Чуткая художница свои военные плакаты («Заменим ушедших на фронт», «Отомстим», «Восстановим», «За Родину в решительный бой». — Прим. ред.) собственноручно расклеивала на улицах блокадного Ленинграда — города, в котором провела часть войны. Это был и её город тоже — она закончила ленинградский Институт пролетарского изобразительного искусства, где её мастером был Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Там же поступила в аспирантуру.
Плакатная графика военных лет Асламазян отмечена открытой и яркой экспрессией. В этом жанре всегда есть текст, с помощью которого страна напрямую обращается к народу. По сути, художники создали собирательный образ героя‐защитника Родины — смелого, непримиримого, готового на любые жертвы ради спасения своей страны. «Опираясь на традицию плакатов времён революции, плакат военных лет обращается к газетной сводке, он “бьёт впрямую”, и это понятно: к листам плаката в те годы люди обращались за поддержкой, им был нужен “боевой карандаш” художника», — пишет исследователь армянского искусства Нонна Степанян в статье «Искусство 1941 - 1960 годов в Армении».
Кроме плакатов, Мариам Асламазян написала ряд великолепных картин на военную тему. В годы Великой Отечественной войны в Ереване были проведены две большие выставки: «Героика Красной Армии» и выставка, посвящённая 25‐летию Октября. Последняя была задумана ещё до войны как юбилейная, но из-за известных событий превратилась в выставку, посвящённую Великой Отечественной войне. Среди 150-ти выставочных работ присутствовала и знаменитейшая картина «Возвращение героя» Мариам Асламазян.
«Возвращение героя»
Среди картин Асламазян о войне особенно выделяются три различные по сюжету, но объединенные общей темой произведения. Это «Возвращение героя» (1943), «Песня героя» (1944) и «Свадьба героя» (1945). Они прослеживают судьбу простого солдата. Дух этих работ — оптимистичный, экспрессивный. Кажется, что привнесённая художницей радость жизни на этих картинах противостоит духу войны.
Исследователь творчества Асламазян А. Сарабьянов полагает, что работа над картиной «Возвращение героя» началась с этюдов, в которых Асламазян еще и еще штудировала интерьер армянского дома, быт и национальную одежду.
«В картине все подчинено одной идее. одному чувству. Это радость и ликование. Тут господствует экспрессия. Динамика мазка и, казалось бы, хаотическая работа кисти подчинены ритму движения фигур, композиционному ритму. Герой и женщина с ребенком, охваченные единым порывом, воспринимаются как композиционный и смысловой центр картины.
Эмоциональное воздействие «Возвращение героя» настолько сильно, что картина воспринимается мгновенно: создается впечатление, что и написана она на ”одном дыхании”. Лишь чуть позже глаз начинает присматриваться к скупому интерьеру, но ни одна деталь не привлекает слишком много внимания. Оно должно быть целиком направлено на происходящее событие», — пишет Сарабьянов в работе «Мариам Асламазян».
По мнению искусствоведа, «Возвращение героя» принадлежит к тем редким для Асламазян картинам, в которых цвет полностью подчинен композиции и сюжету, а не наоборот. «Ритмика мазков, распределение цветовых пятен по холсту — все служит тому чтобы показать состояние взволнованности, напряжения физического и эмоционального. Энергичная, легкая, почти эскизная манера письма и лаконичный выразительный язык полностью отвечают целям художницы».
Исследователь видит в «Возвращении героя» некую утрированность движений персонажей и приводит в пример старуху, взбивающую масло в деревянной бочке. Сарабьянов стилистически сравнивает работу Асламазян с европейским экспрессионизмом, говоря о «преувеличенной экспрессии, упрощённости форм и характеров, которые выступают здесь как художественный прием».
Цикл, посвященный образу героя стал важным этапом в творчестве Асламазян. Художница нашла для себя глубоко народную форму самовыражения, открыв в себе умение создавать большие монументально-декоративные композиции.