Взял в плен двух немцев и получил мотоцикл BMW солдат из Убинского района
Уже очень давно Валентина Ивановна живет в городе Каргате, в маленьком домишке рядом с дочерью. В этом году дочь ветерана готовится отметить 85-летний юбилей. «Папа у нас был хороший, очень хороший», — вспоминая об отце, повторяет женщина.
«В штаб вошел седым…»
Иван Иванович Скрибченко родился в 1912 году в селе Убинское. Сын потомственного хлебороба, с детства тяготел к технике и с 16 лет работал с отцом на тракторе. После армии учился в Читинском военно-артиллерийском училище, где получил должность «техник дивизиона».
Иван Иванович Скрибченко прошел всю Великую Отечественную войну. Фото предоставлено Каргатским историко-краеведческим музеем
Свой боевой путь он начал воентехником второго ранга в составе 511 артиллерийского полка. Иван Иванович прошел всю войну. Прошагал от Москвы до Берлина. Взял в плен двух немцев, за что потом ему был подарен мотоцикл марки «BMW». Приказ подписал сам маршал Жуков. В 1998 году Иван Иванович передал мотоцикл в каргатский историко-краеведческий музей. Сегодня многие мальчишки мечтают посидеть на мотоцикле марки «BMW», который хранится в местном музее. А вот Валентине Ивановне доводилось кататься на этой самой немецкой технике, которая тогда принадлежала ее отцу.
В награду Иван Иванович получил мотоцикл «BMW» 1942 года выпуска. Фото предоставлено Каргатским историко-краеведческим музеем
С любовью и особой теплотой вспоминает Валентина Ивановна рассказы своего отца о тех страшных событиях.
— Как-то его вызвали в штаб. Выехали они с водителем из леса, как вдруг налетело три фашистских бомбардировщика. Шофер остановился на бровке и говорит: «Что хочешь делай со мной, Иван! Не поеду дальше. Это гибель!». Тогда, распевая во весь голос «Раскинулось море широко…», папа пошагал среди рвущихся снарядов в своей любимой пилотке.
Отдал честь: «Лейтенант Скрибченко явился!». Все офицеры молча встали. Вся одежда папы была изорвана осколками снарядов. Только пилотка уцелела. А по руке стекала кровь. Он даже не заметил, что ранен…
— Папа часто говорил потом, что его Бог спас, — вспоминает беседы с отцом Валентина Ивановна. — Провожая на войну, его бабушка Гана сняла с себя золотой крестик и надела его на шею внуку. Но по уставу не полагалось носить золото. И всю войну проносил он бабушкин крест в нагрудном кармане.
Еще одной историей, рассказанной фронтовиком, поделилась с нами Валентина Ивановна:
— Однажды папа с сослуживцами пошел в бой с голыми руками. Оружия хватило не всем. С обмундированием тоже туго было. Офицерам выдавали сапоги, а солдаты ходили кто в чем. Правда, потом разрешили с убитых немцев обувь снимать и брать их оружие. И вот подошли они к кромке леса. Кто-то в советской форме, а кто и в немецкой. По ним открыли огонь. Думали, наверное, что по фашистам. И вот они отстреливаются, а один солдатик все около офицеров кружится, жмется поближе. Спросили у него: «Ты чего не отстреливаешься?». А он и отвечает: «Товарищи офицеры, да ведь на мне знамя полка. С каких пор я его на себе несу…».
Ну, тут кто-то из папиных товарищей палку нашел, привязали знамя к ней и начали им размахивать. Только тогда стрелять по их отряду прекратили. Вышли к ним навстречу свои, советские. Накормили. Ведь почти два месяца отряд по лесу скитался без еды, без воды. Из двухсот человек в живых осталось всего ничего, — заключает дочь фронтовика.
Опубликовано в газете «За изобилие» №17 от 22 апреля 2020 года