Увековечивания памяти недостоин?
Увековечивания памяти недостоин?
В марте этого года председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков обратился к мэрам Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля и Сочи, а также губернаторам Петербурга, Нижегородской и Ярославской областей, Пермского и Краснодарского края, предложив дать одному из объектов в этих городах имя Бориса Немцова.
В Москве предлагалось переименовать в мост Немцова Большой Москворецкий мост, на котором 27 февраля 2015 года политик был застрелен.
В Петербурге — присвоить имя Немцова одной из новых улиц, площадей или проспектов города.
В Нижнем Новгороде, где прошли детство и юность Немцова, где началась его политическая карьера, и где Немцов был губернатором — переименовать площадь Ленина в площадь Немцова.
В Ярославле, где Немцов работал депутатом областной Думы, должна появиться улица или площадь его имени.
Кроме того, мемориальную доску стоит установить на доме 7 по улице Горького в Сочи, где прошли первые годы жизни Немцова, и рассмотреть вопрос о переименовании в честь Немцова улицы Войкова или Кооперативного сквера в Сочи.
В Перми «яблочники» просили переименовать в честь Немцова сквер Розалии Землячки — одной из главным виновников кровавого «красного террора» в Крыму во время гражданской войны.
«Память о Борисе Немцове сегодня увековечена только за пределами России — в Вашингтоне, Вильнюсе, Киеве и Праге, — отмечал Николай Рыбаков. — Мы считаем, что это несправедливо, и предлагаем властям пяти городов, с которыми связана жизнь Немцова, исправить эту ошибку».
В апреле стали приходить ответы. Угадайте с трех раз, какие?
Правильно: или объясняющие, что память Немцова никак невозможно увековечить, или отписки.
В ответе департамента культурного наследия Москвы сообщается, что «в соответствии со ст. 9 Закона города Москвы от 8 октября 1997 года № 40-70 присвоение имен, фамилий известных жителей города Москвы, граждан Российской Федерации и иностранных граждан может производиться только новым улицам и по истечении 10 лет со дня смерти указанных лиц.». И что «Департамент с пониманием относится к Вашей инициативе об увековечивании памяти Бориса Ефимовича Немцова, но вместе с тем по рассматриваемому вопросу необходимо руководствоваться действующим законодательством».
В ответе департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации Сочи — что «Законом Краснодарского края от 5 декабря 2011 года № 2376-КЗ „Об увековечении памяти лиц, имеющих выдающиеся достижения и (или) особые заслуги перед Краснодарским краем“ определены формы, условия и порядок увековечения памяти лиц, имеющих выдающиеся достижения и (или) особые заслуги перед Краснодарским краем, между тем „в Вашем обращении отсутствуют конкретные сведения о заслугах лица, память о котором испрашивается к увековечению“.
В ответе министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области „яблочников“ переадресовывают в Городскую Думу.
В ответе департамента общественных связей Ярославской области предлагается обратиться в „городскую межведомственную комиссию по наименованиям объектов улично-дорожной сети“.
В ответе администрации губернатора Пермского края стрелки переводятся на главу города Пермь. От которого ответа так и нет.
Питерские власти вообще никак не ответили на обращение. Хотя скандал с присвоением мосту имени Ахмата Кадырова еще памятен петербуржцам.
Как там сказано — „кто хочет, ищет возможности, кто не хочет — ищет причины“?
Правда, и причины ищут, мягко говоря, липовые.
В Москве по закону 1997 года нельзя увековечить память лица, со смерти которого не прошло 10 лет?
А как же тогда появились улица Ахмата Кадырова — названа 17 августа 2004 года (3 месяца после убийства)?
Улица Уго Чавеса — названа 26 июня 2013 года (3 месяца после смерти)?
Сквер Ислама Каримова — назван 1 ноября 2016 года (2 месяца после смерти)?
Площадь Фиделя Кастро — названа 15 февраля 2017 года (3 месяца после смерти)?
Закон тут, оказывается, не помешал?
И перед нами яркая иллюстрация известного принципа „Друзьям — все, врагам — закон“? Потому что Кадыров, Чавес, Каримов и Кастро — социально близкие, в отличие от Немцова?
Еще более „липовый“ ответ из Сочи. Прямо в нем же написано, что к с особым заслугам относятся заслуги лица в области экономики, науки, культуры, искусства, воспитания, просвещения, спорта, охраны здоровья, жизни и прав граждан, государственного строительства и государственной службы, благотворительной деятельности и в иных сферах общественно полезной деятельности, отмеченные, в том числе, „орденами Российской империи, орденами СССР, орденами Российской Федерации“.
Немцов занимал высшие государственные (в том числе, выборные) посты. Был губернатором, первым вице-премьером, народным депутатом России, депутатом Совета Федерации, депутатом Госдумы. В марта 1995 года был награжден орденом „За заслуги перед Отечеством“ II степени». Ну совсем-совсем не имеет никаких заслуг? И потому увековечения — по строгим сочинским правилам — недостоин?
Память о Немцове обязательно будет увековечена — как бы не изворачивались чиновники, придумывая одну отмазку за другой.
Да, для этого должна смениться власть в стране.
Должны уйти те, кто ненавидел Немцова, те, кто с плохо скрываемой радостью реагировал на его убийство, и те, кто несет за это убийство политическую ответственность.
И тогда будут и улицы, и мосты, и скверы Немцова.
И не будет улиц и мостов Кадырова, Чавеса и Каримова.