Сам с усами. Как в заботе о «лицах» других Лукашенко теряет свое собственное
Нынешний белорусский президент стал широко известен в далеком 1991 году, когда на голосовании в Верховном Совете БССР о ратификации Беловежских соглашений он оказался то ли единственным, кто голосовал против, то ли воздержался, то ли вообще не принимал участия в голосовании. Тем не менее ореол борца за СССР, а потом и за Союзное государство с Россией он в широких народных массах обрел.
Правда, когда в прошлом году дело коснулось реальных шагов по созданию такого государства, тут же «включил заднюю». А все слова Бацьки о братских отношениях с Россией, словно сказочная карета Золушки, легким движением языка превращаются в пресловутый украинский гарбуз, с помощью которого неугодному жениху давали понять об отказе.
Скажи мне, кто твой брат…
Несмотря на все декларации о близости двух стран, накануне каждых президентских выборов (а Александр Лукашенко обещает провести их этим летом непременно) его риторика в отношении РФ становится все более негативной. То ли таким способом он пытается добиться отказа Запада от присвоенного ему титула «последний диктатор Европы», то ли рассчитывает на благосклонность местных русофобов-националистов.
Насколько «эффективно» заигрывание с последними, говорит опыт его украинского коллеги Виктора Януковича, стараниями окружения которого как раз и были взращены и укреплены нацистские организации, в конце концов свергшие его с «трона». Тем не менее чужие грабли, понятно, не учат, и в РБ полным ходом идет дерусификация, а сам А. Лукашенко регулярно лобызается с украинскими лидерами, принципиально подчеркивающими свою ненависть к России. Что Порошенко, пять лет подряд убивавший население Донбасса и искоренявший все русское на Украине, что Зеленский, продолживший политику предшественника, за что его уже открыто называют Порошенко-лайт, для Александра Григорьевича, оказывается, – лучшие друзья.
А как иначе расценивать его слова, произнесенные буквально на днях, 5 мая. Отвечая на вопрос журналиста о параде на День Победы, он заявил: «Каких братьев ты имеешь в виду? От братьев-украинцев я как-то не слышал негатива. Что касается наших восточных братьев, вы не зря связали это с парадом 9 мая. Думаю, наверное, это, прежде всего, связано с этим. Ну, если там какая-то зависть, неприятие, причем вранье сплошное». Характерно, что в изложении речи главы Белоруссии на его официальном интернет-портале этот фрагмент купирован.
Что же касается сути слов о «братьях» – ну до чего ж девичья память у Бацьки, совершенно не помнящего ни о засылаемых через украинско-белорусскую границу боевиков-нацистов, которые готовят вооруженные группы для его же свержения, ни о караванах с оружием для белорусских «змагаров», ни о специально въезжающих для участия в антилукашенковских митингах оппозиции сторонниках его «друга» Порошенко. Для него «недрузья» – это Россия, через которую, напомним, ему стало известно и о роли ющенковского посла Романа Безсмертного, направленного координировать антиправительственную деятельность «змагаров», и о поездках на конспиративные встречи с оными с целью передачи денег на борьбу с «режимом» депутата-регионала Тараса Черновола.
А уж слова Лукашенко о том, что из трех главных проблем Белоруссии две главные исходят от России, в общем-то, говорят сами за себя: «Во-первых, это нефтяные ограничения нашего ближайшего партнера. Мы в конце прошлого года и в начале этого начали с нефтегазовой пандемии. Россия прекратила в нужных объемах поставлять нам нефть. Это больно ударило по нашей экономике. Второе – это разрыв сложившихся экономических связей и закрытие границ. В том числе и главного нашего партнера – Российской Федерации. Они закрыли границы, затруднив и прекратив всякое движение людей. Естественно, это отразилось на экономике».
И тоже характерно: на официальном интернет-портале президента Белоруссии этот фрагмент дан кратко, обезличенно и в изложении. Чтобы в случае чего нельзя было придраться? Или пресс-службе, в отличие от первых лиц, все же не чужды угрызения совести?
«Не братья вы мне»
Экономические отношения Белоруссии с Россией и перспективы реального объединения в Союзное государство вообще заслуживают отдельного и весьма серьезного разговора. Особенно в свете высказываний на эту тему белорусского лидера. Начиная с того, что именно он заблокировал реальные шаги по реализации этого проекта, неоднократно возмущаясь требованиями российского правительства о введении единых таможенных правил для обоих государств. В нем немедленно взыграло оскорбление «имперскими амбициями России».
Да, между двумя близкими странами и народами зачастую существуют противоречия, в том числе и экономические. И этих противоречий не скрывают ни в Москве, и в Минске. Но и цифры говорят сами за себя: по данным МВФ, с 2005 по 2015 г. Россия влила в белорусскую экономику около $106 млрд, что составляло от 11% до 27% белорусского ВВП. Только за счет беспошлинной продажи нефти и скидок на газ в 2011-2016 гг. Белоруссия получила от России $48,4 млрд, что в 8 раз больше, чем объем прямых субсидий за то же время.
При этом немалая часть нефти и нефтепродуктов, изготовленных из нее, Минск реэкспортирует, получая выгоду с разницы цен между мировыми и льготными, установленными Россией для братской республики. Другое дело, что и это ее не спасает, поскольку власть довела страну до того, что она не может жить без внешних заимствований. На начало 2020 г. именно Беларусь с суммой долга $7,55 млрд является самым крупным должником РФ, продолжая выпрашивать кредиты, чтобы ими заплатить проценты по ранее взятым и вернуть их хотя бы частично. Всего же в начале 2000 г. валовой внешний долг республики составлял всего $2,1 млрд, сегодня он достиг $38,676 млрд. Из них государственный долг составляет $17,1 млрд.
Но при этом обидам Бацьки нет числа. То цена на нефть, продаваемая белорусским НПЗ без экспортной пошлины, на 30% ниже мировой для него – «завышенная», и он отказывается закупать «дорогую» российскую, приобретая норвежскую, которая на 100-130 долларов за тонну дороже. То его «понуждают к интеграции», отказываясь продавать черное золото дешевле, чем российским нефтеперерабатывающим заводам. То «оскорбляют» закрытием границ для санкционных «белорусских» креветок.
В общем-то, было бы желание, а повод обидеться и оскорбиться у белорусского президента всегда найдется. Чего стоит одно это высказывание Лукашенко об РФ: «То добро, которое мы делаем для России, оно нам оборачивается постоянно злом. Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки».
Логическим отражением такого настроя стало подобострастное заверение в верноподданничестве «большому заокеанскому господину», не скрывающему своей цели уничтожения России как государства. «Если мы с вами продвинемся в наших отношениях, я обещаю, что Беларусь будет самым надежным и искренним партнером. Если Беларусь что-то вам пообещает, даже в ущерб себе, мы это сделаем», – пообещал Лукашенко помощнику госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэссу Митчеллу.
Парад Победы в «не нашей войне»
Выше мы упомянули о «проблеме» Парада Победы, который откровенно в пику Москве собирается провести Лукашенко. Да, ситуация с коронавирусом в России и особенно в Москве довольно угрожающая. Но нельзя сказать, что она очень уж благополучная и в Белоруссии. Если брать только официальные данные, предоставляемые тамошним Минздравом, то картинка несколько отличается от слов белорусского президента о «пылающей от болезни России» и «благоденствующей Белоруссии». Если сравнить численность населения обеих стран и число ежедневно заболевающих, то на 6 мая уровень заболеваемости в Белоруссии на 74% (!) выше, чем в России.
Но речь не о «своеобразных» методах профилактики заболевания в виде работы на совхозных полях и употребления водки, а о Параде Победы. Приняв решение о его проведении и пригласив на него лидеров бывших стран СССР, А. Лукашенко тут же оговорился, что «некоторые могут не приехать», поскольку-де побоятся потерять лицо: «Ввели же карантин, комендантский час (в ряде стран. – Ред.) и так далее. И тут бах – в Беларусь поехали…»
Тут хочешь не хочешь, а вернешься к «братьям-украинцам», от которых Александр Григорьевич «не слышал негатива». Уместно напомнить, что подобные парады по случаю Победы в Великой Отечественной войне на Украине запрещены уже несколько лет, а жители страны, рискнувшие 9 мая просто возложить цветы к Вечному огню, подвергаются нападениям и избиениям со стороны неонацистов.
Впрочем, верить в искренность Бацьки, столь рьяно сделавшегося чуть ли не единственным радетелем памяти о Великой Отечественной, тоже как-то сложновато после его прошлогоднего заявления о ней и об Отечественной войне 1812 года: «Все эти войны – не наши войны».
***
Конечно, часть высказываний и действий Лукашенко можно списать на то, что нынешним летом ему предстоит в очередной раз добиваться переизбрания на президентский пост. Или он, уже пообещавший белорусам «не обижаться на них, если его не переизберут президентом», наметил «стать владычицей морской»? То бишь главой Союзного государства Белоруссии и России. А что? Вон он какой смелый, решительный, самостоятельный. Одним словом, сам с усами.
Да только человеку на столь высоком государственном посту как-то неприлично бросаться высказываниями в адрес России, одно хамовитее другого. А потом без тени смущения заявлять о россиянах: «Это же наши родные братья».