Эпоха Пост-правды
Термин «пост-правда» получил широкое распространение в последнее время. В 2016 году «пост-правда» стала словом года по версии Оксфордского словаря.
Определение этому термину дается следующее — обстоятельства, в которых объективные факты меньше влияют на общественного мнения, чем эмоции или личные убеждения.
Но, в то же самое время, никто не прячет достоверные данные и не пытается их спрятать. Более того, неправдоподобные факты мгновенно опровергаются, но они не сильно влияют на общую картину.
Важно отметить, что вместо термина «пост-правда», возможно, корректнее было бы использовать слово «пост-истина». В отличие от «истины», «правда», в русском языке, не обязательно обозначает что-то абсолютно достоверное. Известное выражение «у каждого — своя правда» тому пример.
Номер главной советской газеты-«Правда»
В английском оба значения передаются словом «truth». Понятие «post-truth» означает именно капитуляцию «истины» перед небольшим количеством «чей-то правды». Но истина никуда не исчезла. Просто она утратила свою силу и значение.
Новая информационная реальность
Изначально же, «пост-правда», или как было оговорено «пост-истина» — применялась для описания современного интернет пространства. Уже давно короткие сообщения «Твиттера» или шапки новостей «Фэйсбука» заменяют полноценные и традиционные новости ведущих СМИ. Сегодня люди охотнее реагируют на «кликбейты», яркие и незамысловатые заголовки.
Зачастую, эти заголовки, либо не имеют ничего общего с самим содержанием статьи, либо нарочно несут провокационный или негативный окрас, с целью привлечения большого внимания. На длинные и сложные публикации — нет времени, информация нужна здесь и сейчас. Мир меняется очень быстро, обновление ленты происходит с калейдоскопической быстротой.
Вследствие этого — теряется правдивость и ценность информации. Перегруженность новостного потока приводит к тому, что людям сложно вычленить — где фейк, а где истинна, где настоящая история, а где выдуманная. Антиутопический «О дивный новый мир» Олдоса Хаскли становится настоящей реальностью.
Для большинства, гораздо проще существовать в своеобразном «пузыре фильтров» — когда социальная сеть автоматически формирует примерные интересы человека, согласно его предыдущим запросам, и выдает их для рекомендованного просмотра. Альтернативные мнения, новости и источники, просто отметаются этим фильтром и не попадают в поле зрения человека.
Современные технологии, интернет и социальные сети, создают такую ситуацию, когда пользователь не в состоянии осмыслить и переработать нахлынувшие на него обновления. Человек инстинктивно вынужден закрываться, искать «убежище» от этой лавины разномастных сообщений, оповещений и новых сведений, для того, чтобы хоть как то сохранить собственный взгляд на мир.
Люди окружают себя только той информацией, с которой они сами согласны. Конечно, в такой ситуации, не избежать вариантов, когда объективность не просто искажается, она перестает существовать.
Правду не просто фальсифицируют, она исчезает, отходит на второй план. Поэтому люди предпочитают сухим фактам и цифрам, эмоциональную подачу материала, яркость и оригинальность.
Влияние политики
Но данная проблема появилась не в 2016 году, сам термин был придуман почти 15 лет назад. Подобное положение вещей существует довольно давно.
По мере развития средств массовой информации и коммуникации эффект «пост-истины» также интенсивно проникал в жизни простых людей. Но мало кто широко говорил об этом феномене 10 или даже 5 лет назад.
Активное использование данного термина было сопряжено с несколькими политическими явлениями последних лет. Это, конечно же, выборы в президенты США 2016 года, «Брекзит» и волна евроскептицизма в Европе.
Очень часто Трампа, сторонников «Брекзита» или евроскептиков называют главными конструкторами эпохи «пост-истины». Их считают виновными в создании современного мира фейков.
Трамп-как один из лидеров эпохи «пост-правды»
Но, если посмотреть на подход к освещению темы президентства Трампа в американских СМИ, то станет очевидно, что не только американский лидер прибегает к использованию различной дезинформации.
Ведущие американские СМИ — такие как «CNN», «Washington post», «New York Times» в едином порыве стремятся распространять максимально компрометирующие президента материала, часто, далеко не всегда правдивые и проверенные. Из широко тиражируемых историй, можно напомнить о «псевдо-похождениях» Трампа в Москве и недавнее раскручивание истории с импичментом.
Влияние на политику
Отходя от бытового понимания термина, можно отметить и другую его сторону. Экстраполировать на более глобальный уровень.
Мы становимся свидетелями того, как либерально-демократическим ценностям бросается серьезный вызов. Высказывания Френсиса Фукуямы, о «Конце истории» в 1990-х и победе демократии над авторитаризмом — окончательно теряют свою актуальность.
Казалось бы, все человечество «обязано» стремиться к западной демократической модели, поощрять глобализацию и миграцию.
Но эти процессы протекают не так гладко, возникают оппозиционные тенденции. Рост популярности правых партий, рецессии ряда стран Еврозоны и миграционные кризисы — в их числе.
Сегодняшнюю пандемию Коронавируса еще предстоит осмыслить, но уже можно сказать, что, в ближайшие месяцы и годы, мир точно претерпит серьезные изменения.
Глобализации XXI века явно застопорится на фоне серьезных ограничительных мер и экономических кризисов. Но помимо насущных вопросов, есть еще вещи, которые можно отнести в разряд внешнеполитических, или, если позволите, даже идеологических проблем.
Что будет в Европе после пандемии-большой вопрос
Еще в 2016 году, в преддверии очередной мюнхенской конференции, был выпущен доклад «Пост-правда, пост-запад постпорядок», в котором не двусмысленно говориться о том, что победа Трампа, рост популизма в Европе и политика Россия несут серьезную угрозу демократическому миру.
То есть не ИГИЛ, не кризис мультикультурализма, не террористические акты являются самыми главными проблемами Запада. Составители доклада употребляют термин «пост-правда» рядом с термином «пост-порядок», намекая на то, что негативная коннотация первого слова, в равной степени отрицательна и ко второму.
К 2020 году риторика не сильно изменилась. Глобальный экономический коллапс уже стучится в двери, но обвинения в сторону России продолжаются.
Заседание Мюнхенской конференции
Многие западные политики берут в оборот слово «пост-истина» именно для того, чтобы дать описание процессам, не входящих в понятную орбиту демократического мира. Победа на выборах кандидата декларирующего не демократические лозунги — это «пост-истина», выход Британии из Евросоюза – «пост-истина», действия России в Сирии, события на Украине, развитие авторитарного Китая – «пост-истина».
Приставка «пост-» обозначает некий «отход» или даже противопоставление предыдущей установке. Очевидно, что либерально-демократическая идеология, для ее представителей, является своеобразной правдой, а вот критика в ее адрес — это уже «пост-истина», иначе говоря, по сути, «неправда».
Вследствие этого, появляются разговоры, не просто о новом термине, а уже о новом мировом порядке, в рамках которого может не оказаться места устоявшимся ценностям.
Все фальсифицируется и подтасовывается. В период развития современных информационных технологий считалось, что всех удастся обеспечить полноценной и правдивой информацией, нивелируется заблуждения и недостоверность. Но на практике такого не произошло. Мир изменился, технологии поменялись, а человек нет.