Многие клиенты делают ставку на отскок рынка
Как опыт предыдущих кризисов помогает пережить нынешний? Возможно ли привлечение новых состоятельных клиентов в текущих условиях? В какие инструменты имеет смысл инвестировать сейчас, чтобы сохранить свое состояние? Обо всем этом рассказала в интервью Forbes Виктория Денисова, старший вице-президент, директор департамента «Открытие Private Banking» банка «Открытие».
- Коронавирус заставил всех нервничать. Как работает ваша команда? Проявляют ли клиенты нервозность из-за крайне высокой волатильности? Приходится ли вам лично устраивать им сеансы эмоциональной разгрузки?
- Мы столкнулись с беспрецедентной ситуацией, когда горизонт планирования деятельности меняется каждый день. Продолжаем работать, проводим все операции, предоставляем все финансовые сервисы в полном объеме. Вся наша команда — персональные банкиры, инвестиционные консультанты, сотрудники операционной поддержки — имеет удаленные доступы к своим рабочим местам. Мы всегда на связи.
Клиенты при этом ведут себя очень взвешенно и рационально, нет панических движений. Это говорит об уже сложившемся в предыдущих экономических кризисах опыте, который позволяет прогнозировать развитие событий.
С клиентами я общаюсь по телефону, через Skype или Zoom. Скажу честно, это вряд ли можно назвать сеансами эмоциональной разгрузки — скорее, прагматичные диалоги на тему прогнозов развития ситуации с вирусом и, как следствие, сроков мировой рецессии. От этого зависят решения о покупке рыночных инструментов. Мы абсолютно сходимся во мнении относительно возможностей, которые дает текущая ситуация.
Также делимся лайфхаками, кто как развлекает себя во время изоляции. Например, было предложение синхронизировать занятия спортом через видеоконференцию. Несмотря на невозможность очных встреч, со многими клиентами отношения превратились из формальных, связанных с управлением капиталом, в неформальные. Раньше у нас не было возможности увидеть друг друга в домашнем антураже, с появлением «в кадре» членов семьи, домашних животных, с включением любимых музыкальных треков. В этом я вижу большой позитив.
- Оказались ли существенными преимуществами развитая в вашем банке омниканальность и возможность дистанционно и защищенно производить любые операции с активами? Появляются ли новые клиенты?
- Возможность проводить большинство операций удаленно очень помогает сейчас, когда перемещения клиентов ограничены. Даже самые консервативные клиенты, которые пользовались кнопочными телефонами, с неохотой, но переходят на современные девайсы.
Мы не останавливаем работу по развитию нашего бизнеса и расширению клиентской базы, даже когда весь мир перешел на дистанционное общение. Новые клиенты появляются, хотя, конечно, меньше, чем в обычное время. Мы еженедельно проводим онлайн-встречи с нашими аналитиками и инвестиционными экспертами, даем короткую справку по ситуации на мировых рынках, отвечаем на вопросы. Этот формат сейчас очень востребован. Он рассчитан прежде всего на наших действующих клиентов, но мы даем возможность подключения и потенциальным. Они могут таким образом познакомиться с нами, оценить нашу экспертизу, увидеть, как банк ведет себя в период турбулентности. Это привлекает к нам новых клиентов, чему мы очень рады.
- При падении курса рубля ставки по ОФЗ выросли до 8,5–9%. Началось снижение цены золота, массированные распродажи активов на мировых биржах, особенно на азиатских, нефть существенно подешевела. Что вы предлагаете клиентам в качестве защитных активов?
- Как ни странно, реакция клиентов на происходящий шторм на финансовых рынках достаточно спокойная. Мы практически не видели распродаж финансовых активов. Как я уже сказала, для большинства клиентов private banking этот кризис далеко не первый. Они знают, что исторически после кризиса рынки восстанавливаются довольно быстро. Меры, которые сейчас предпринимаются центральными банками и правительствами разных государств, дают основания полагать, что и в этот раз будет возможность заработать на отскоке. Многие клиенты делают на это ставку, поэтому мы наблюдаем достаточно высокий интерес к акциям — например, к российским дивидендным программам.
Доходности по облигациям Минфина как в рублях, так и в иностранной валюте дают возможность зафиксировать привлекательные уровни, и клиенты охотно пользуются ею. Например, популярная среди клиентов бумага Россия-2028 сейчас дает доходность 3,46% годовых в долларах США. С учетом того, что ФРС обнулила ставки, увидеть такую доходность в качественных именах мы вряд ли сможем еще долгое время. Похожая ситуация и на рынке ОФЗ. После решения ЦБ РФ сохранить ключевую ставку на уровне 6% многие клиенты предпочли зафиксировать для себя доходность на уровне 6–6,5% и купили короткие ОФЗ.
- Будут ли изменения и ограничения в списке активов, рекомендуемых для инвестиций?
- Во вселенной инвестиционных инструментов нет позиции «вне любых активов». Валютная позиция ожидания, защитная позиция или потенциально прибыльный актив будут всегда, пока существует финансовый рынок. Портфельный подход не подразумевает ограничения на инструменты, но учитывает их по степени риска и привлекательности.
Поэтому мы не планируем ограничивать клиентов в возможности покупки каких-либо активов. Любой актив, даже самый рисковый, имеет место быть в портфеле. Важна его концентрация. Мы традиционно фокусируемся на системной работе с портфелями клиентов. Такой подход позволяет им иметь качественную структуру портфеля с точки зрения рисков, но при этом зарабатывать тогда, когда рынок дает такую возможность.
- Как себя показали ваши структурные продукты в нынешних условиях?
- У многих клиентов в портфелях были и остаются структурные ноты. Да, многие продукты на текущем рынке показывают не очень привлекательную оценку. Но это специфика такого продукта, и клиенты ее хорошо понимают. Мы всегда указывали клиентам на важность диверсификации и рекомендовали не допускать избыточной концентрации в каком-то отдельном продукте, поэтому катастрофы сейчас не видим. Наоборот, фиксируем достаточно большой объем клиентских поручений на покупку тех нот, которые могут быстро восстановить стоимость при нормализации рынка.
- Какие направления могут быть интересны сейчас?
- Как ни странно, у нас много клиентов с запросом на покупку, и мы считаем это результатом нашей подготовки к неожиданным движениям рынка. Бумаги фармацевтики, биотехнологического сектора и акций технологических компаний очень хорошо себя показывают. Долгосрочно-товарные ETF на восстановление планеты, корпоративные бонды высокого кредитного качества, облигации, индексируемые на инфляцию TIPS (если развитие событий пойдет по стагфляционному сценарию), золото.
В любом случае главное — соблюдать совокупный риск портфеля, помнить про диверсификацию по классам активов, секторам и валютам, не паниковать, не делать излишне резких движений. Если портфель составлен стратегически правильно, он успешно переживет любой кризис и в итоге покажет хороший результат.
Вероятность циклического замедления экономики существовала достаточно давно, никто не знал лишь, когда это случится и что станет триггером. Поэтому, если говорить о конъюнктурных инвестициях, мы сместили фокус с циклических историй на контрциклические и на те сектора, которые слабо коррелируют с экономическим циклом. Одни из наиболее ярких примеров — производители компьютерных игр и киберспорт. По большому счету компаниям в этом секторе все равно, сколько стоит нефть и другие ресурсы. Наоборот, всеобщая изоляция повышает интерес к индустрии развлечений, и акции этих компаний сейчас «чувствуют себя» хорошо.
- Какие ориентиры доходности вы предлагаете своим клиентам? Каковы их ожидания?
- Портфельный подход подразумевает стратегическое формирование структуры и готовность к потрясениям, наличие защитных механизмов и активов. Поэтому наши клиенты были подготовлены к различным сценариям развития событий. Базовый подход в индустрии профессионального управления активами в мире — идти от рисков, показывать, сколько получали клиенты на исторически длинном периоде с таким же риск-профилем в прошлом, но не обещать никаких конкретных уровней доходности. История показывает, что любые ожидания или обещания могут быть опрокинуты реальным ходом событий. Это мы и наблюдаем сейчас. Мы раскрываем ландшафт существующих возможностей, показываем клиентам, что можно сделать, используя свой многолетний опыт и накопленную экспертизу, в том числе кризисную.
Даже за новейшую историю кризисов с 1998 года рынок накопил достаточное количество фактического материала и практических действий реальных инвесторов в России. Мы предлагаем нашим клиентам бесценный опыт поведения в кризис, показываем, какой сейчас рынок, какие у нас ожидания. Учитываем индивидуальную ситуацию каждого. Благодаря такому подходу портфели наших клиентов не пострадали так, как рынок. А некоторые даже получили положительный результат, несмотря на снижение индексов. Исторические ориентиры не могут быть точными или узкими. Рынки даже в относительно стабильные времена ведут себя с достаточной широтой по доходности, не говоря уже о ситуациях с «черными лебедями».
Более 80% клиентов ставят сохранность капитала во главу угла при формировании запроса, а остальные держат это в голове и формулируют при малейшем смещении рынков в менее комфортную для них зону. Поэтому мы заранее готовим портфели к возможным потрясениям, закладываем эту стратегию при формировании инвестиционного предложения. Мало кто готов рисковать всем, что имеет. Да и мы всегда от этого отговариваем. Принцип диверсификации, который мы закладываем в основу всех наших портфелей, оправдывает себя. Особенно в периоды потрясений, как сейчас. Включение защитных активов дает возможность смягчить падение. Включение специальных идей дает возможность роста.
- В текущей ситуации в рублевом эквиваленте капиталы «полегчали» на 20%. На начало 2020 года у вас было более 5000 клиентов PB. Для Москвы и Санкт-Петербурга порог входа — 30 млн рублей, для других городов — 15 млн рублей. Будете ли вы пересматривать порог входа? Ожидаете ли вы прежнего роста числа клиентов?
- «Полегчали» вместе с рынком и инвестиционные активы. Положительно в рублях переоценены валютные сбережения, а клиенты private banking традиционно предпочитают осуществлять накопления в иностранной валюте.
Мы не рассматриваем изменение условий обслуживания клиентов. Очевидно, что новые уровни курса рубля по отношению к основным валютам установятся на достаточно продолжительный срок. Тем не менее мы живем и работаем в рублевой зоне, поэтому не видим причин повышать пороги входа. План — увеличить количество клиентов на 40% в этом году. Пока мы его не пересматривали.
- Как лично вы ведете себя в текущей ситуации? Есть ли у вас лайфхак, как сохранять спокойствие и хладнокровно управлять финансами?
- Для меня это далеко не первый опыт глобального кризиса. Тем не менее впервые он проходит одновременно с распространением по всему миру коронавируса и ограничением свободы физического перемещения. С точки зрения финансов я совершенно спокойно и взвешенно выбираю активы для покупки, уже приобрела евробонды с повысившейся доходностью, смотрю на глобальный и локальный рынки акций. Даже если рынки еще скорректируются относительно текущих уровней, имея горизонт инвестирования не менее пяти-семи лет, вход оправдан.
Что касается самоорганизации и вынужденной работы на «удаленке», то оказалось, что трудиться дома гораздо тяжелее и рабочий день теперь не заканчивается никогда. Чтобы не терять эффективность, нужно заранее иметь четкое расписание дня, включающее и работу, и досуг. Пришлось приобрести тренажер. Ну и составить план дел, приступить к которым когда-то казалось несбыточной мечтой, а сейчас это вполне реализуемо. Например, разобрать гардероб и избавиться от неактуальных вещей.
Источник - Forbes