Видеоблогер Руслан Усачев передал 1 млн рублей на помощь бездомным. Свой поступок он объяснил в ролике
Ютубер Руслан Усачев выпустил ролик о проблеме бездомности в период пандемии и перевел миллион рублей «Ночлежке» — старейшей в России организации, которая помогает людям, живущим на улице.
«Наверное, можно сейчас закрыть глаза, пока они [бездомные] будут сами пытаться выжить условиях, когда закрыты кафе и невозможно питаться выброшенной едой, пока по соображениям безопасности или нехватки персонала закрыты многие пункты приема бездомных. Потом открыть их и убедиться, что их всех убила болезнь, которую мы с вами привезли из-за границы. Они-то в Китай и Италию на праздниках не ездили. Но это как-то жестоко по моим представлениям», — говорит Усачев на видео.
Видеоблогер призвал всех последовать его примеру по мере возможности. Редакция «Ножа» передаст «Ночлежке» 200 тысяч рублей, заработанных на рекламе. Проект об осознанном потреблении «ШЭР» пожертвует 100 тысяч.
Жить на улице и раньше было опасно, а теперь бездомные оказались почти в безвыходном положении, ведь укрыться от вируса, переночевать в тепле или раздобыть еду им негде. В Москве, по разным оценкам, до 80 тысяч человек живут на улице, в Петербурге около 60 тысяч бездомных.
«Эти цифры будут расти из-за финансового кризиса, который сопровождает пандемию», — утверждает Дарья Байбакова, директор московского филиала «Ночлежки». — Уже сейчас люди теряют работу, жилье. Когда закончится карантин, многие поедут на заработки в крупные города. А трудовая миграция — основная причина бездомности в России. Бездомных людей становится больше, а новых точек помощи для них не открывается».
В европейских странах, где эпидемия началась раньше, бездомных стали размещать в пустующих гостиницах и спортзалах. «Ночлежка» обратилась в мэрию Москвы и Петербурга с подобной просьбой, но пока не получила ответа.
«Есть ощущение, что основной сигнал от властей сейчас — оставайтесь дома. Но нужно подумать и о тех, у кого этого дома нет», — говорит Дарья Байбакова.
Почему бездомные — в группе риска и как им можно помочь?
— Бездомные люди не могут изолироваться, потому что у них просто нет дома. Если раньше они могли помыть руки в туалете торгового центра, переночевать на вокзале в зале ожидания, прийти к магазину или кафе, где им могли дать продукты с истекшим сроком годности, то теперь и такой возможности у этих людей нет.
Среди тех, кто оказался на улице, много пожилых, людей с низким иммунитетом и хроническими заболеваниями. Поэтому к вирусу они особенно уязвимы. Еще одна проблема — недостаток информации. На сайте «Ночлежки» есть листовка, в которой говорится о мерах профилактики. Ее можно скачать, распечатать и повесить на двери подъезда. Любой человек может присоединиться к акции «Ты не один», собрать пакет с самым необходимым и оставить его на видном месте в своем городе.
Как изменилась работа «Ночлежки» в период пандемии?
— С начала пандемии некоторые проекты приостановили работу: в Петербурге это душевая и пункт выдачи, где бездомным раздавали одежду и средства гигиены. Другие проекты поменяли формат работы. Юристы теперь консультируют по телефону или по интернету, а не лично. Если раньше в прачечной можно было подождать пару часов, пока стирается одежда, то теперь там сидит дежурный, можно отдать ему вещи, уйти и забрать через два-три часа.
Жизненно важные проекты продолжают работу в прежнем режиме. Это реабилитационный приют в Петербурге, где живут 52 человека, ночной приют, куда каждую ночь приходят переночевать еще 40 человек.
В городе есть палатки, где бездомные люди могут отогреться, они рассчитаны на 40-50 мест. В приютах и пунктах обогрева и раньше были дезары (дезинфицирующие установки, которые обеззараживают воздух) и антисептики, теперь к гигиене относятся еще строже.
«Ночной автобус» продолжает привозить бездомным еду. Есть четыре стоянки, к каждой приходят около 50 человек каждый день. Теперь в автобусе ездят только сотрудники фонда, без волонтеров. Пожертвования, которые поступают в фонд, позволяют покупать антисептики, еду для «Ночного автобуса», платить зарплаты дежурным приюта.
Помочь «Ночлежке»