«Лукашенко хочет стать святым, прикрывшим Белоруссию от коронавируса»
Президент Белоруссии Александр Лукашенко опять удивил мир. Он сообщил, что в Белоруссии ни один человек не умер от коронаавируса. А 26 жертв Covid-19 в стране, по его мнению, скончались «от букета хронических заболеваний». За упорное отрицание опасности вируса и нежелание вводить карантин в Белоруссии батьку уже называют «Covid-диссидентом». Даже комиссия ВОЗ, в конце прошлой недели посетившая Минск и рекомендовавшая Лукашенко ужесточить борьбу с пандемией, не была им услышана. Мы поговорили с политологом, заместителем декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андреем Суздальцевым о том, к чему могут привести меры белорусских властей. фото: Лилия Шарловская
— На днях Лукашенко призывал людей не носить медицинские маски…
— Нужно начать с того, что его мнения меняются в течение всего дня. Недавно он заявил, что в Белоруссии никто не умирает от коронавируса. Все скончались от хронических заболеваний.
Если так рассуждать, то все смерти происходят от остановки сердца. Уникальный диагноз, которого хватает на всех. Таким способом легко можно поправлять статистику, и сейчас ее будут менять, потому что Лукашенко важно показать, что выбранный им путь — уникальный. Некоторое время Лукашенко ссылался на опыт Великобритании и Швеции. Но в Швеции уже ледовые дворцы переоборудуют в морги, а в Англии погибли десятки тысяч человек.
У Лукашенко же есть уникальное решение, которое состоит в «лечебной комбинации из водки, сливочного масла, бани и работе на тракторе». И можно было бы посмеяться, но ситуация, действительно, сложная. Хотя Белоруссия — своеобразная страна. Люди там могут молчать в транспорте, на рынках и в магазине, но у них огромное количество родственников. Они живут между деревней и большими городами и очень хорошо информированы. Когда стало ясно, что власти ничего делать не будут, то люди начали сами шить марлевые повязки и самоизолироваться.
— Несколько дней назад в Белоруссию приехали экспертная миссия ВОЗ, которая посоветовала стране запретить массовые мероприятия. Повлияли ли как-то эти рекомендации?
— Когда в страну приехала ВОЗ, ее специалисты были в шоке. После того, как стало ясно, что кривая роста числа заболевших быстро растет, Лукашенко впервые стал выговаривать слово «коронавирус». Он продолжает выступать против изоляции в квартирах, предлагает ходить по улицам, заниматься спортом — не понимая, что коронавирусом заражаются и спортсмены.
В итоге сложилась удивительная ситуация, когда по новостным каналам сначала выступает президент и говорит, что это все ерунда и психоз, а потом выступают врачи и говорят, что нужно самоизолироваться, мыть руки и избегать контактов.
Ситуация стала еще более идиотской, когда местные власти стали давать свои указания по безопасности, которые мало отличаются от того, что делает Москва. А 9 апреля правительство вводит ограничительные меры по всей стране. Представьте себе такую ситуация в России, если бы сначала вышел Мишустин и сказал, чтобы все сидели дома, а потом выступил президент и зазывал всех на стадион? А вот в Белоруссии это нормально.
— Почему?
— Это очень специфическая страна постсоветского пространства. Для них Лукашенко — царь и Бог, которому позволяют валять дурака и заниматься чем он хочет. А на самом деле, люди надевают медицинские маски и соблюдают меры предосторожности. Тем не менее число заразившихся резко увеличивается. Но все работает. Школы, музеи , кинотеатры, вся система отдыха, кафе, рестораны и рынки – все это открыто для посещений.
И всем понятно, что динамика заражений высокая, поэтому нарастает своеобразная тихая паника. Громко-то паниковать нельзя — заберет милиция. Люди начинают попросту шарахаться друг от друга.
— Лукашенко понимает, что он делает?
— Ему необходимо получить шестой президентский срок. Он 25 лет у власти и ему надо еще 30. Но денег у него сейчас нет. «Нефтяная война» только сейчас закончилась, Но даже несмотря на это, он вряд ли заработает на перепродаже российской нефти и переработанных нефтепродуктов.
На дешевой нефти не получается, потому что она и так дешевая для всех. Где еще заработать деньги? Сейчас он скандалит, чтобы цены снизили в два раза, о чем просил сегодня на онлайн-встрече лидеров стран ЕАЭС.
Там он, к слову, ни слова не произнес про «психоз», а призывал помогать друг другу — то есть ему. Ему надо переизбраться, а денег на компанию нет. В тяжелое время народ группируется вокруг власти, какой бы он не была. Он рассчитывает на то, что в таком своеобразном режиме и своей чехардой со статистикой зараженных он станет незаменимым человеком. Одно дело — идти на первый или второй срок, и совершенно другое – на шестой. Тут нужны таланты почти мистические…
— Но избирательная система в Белоруссии не является примером демократии. Зачем так рисковать жизнями людей?
— Понятно, что в Белоруссии интересный механизм подсчета голосов на выборах, где избиратель не нужен в принципе. Можно написать любую цифру. Но ему необходима легитимизация. Ему важно, что скажут международные партнеры. Это надо не для людей в Белоруссии, а для мира, потому что за этим стоят деньги. Поэтому ему сейчас нужны чуть ли не сверхъестественные способности, чтобы выглядело, что он практически силой воли защитил народ. Он должен стать чуть ли не святым, который руку простер и люди выздоровели. Он ведет интригу высокого ранга, целью которой является власть. Вопрос о людях не стоит. Для него это расходный материал.
— Трудно будет поддерживать подобный образ, если ситуация выйдет из под контроля..
— Лукашенко просто объявит, что виновата Россия. Белоруссия — маленькая, уютная республика, а вот эти зараженные россияне приехали и все испортили. И помощь Москва не оказывает, а если помогает, то плохо. Уже сейчас про помощь России там не говорят. Сложно говорить об этом, когда рассказываешь о том, что «в Москве чуть ли не трупы по улицам валяются». А о том, что прилетел маленький самолет из Узбекистана с масками — третий день по всем новостям.