Единый медицинский фронт ЕАЭС победит COVID-19 в кратчайшие сроки
Последствия коронавируса влияют не только на все государства мира, но и на международные структуры, включая ЕАЭС, считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Президент РФ Владимир Путин на встрече членов Высшего Евразийского экономического совета, которая проходила в формате видеоконференции, заявил, что нужны экстраординарные меры для борьбы с коронавирусом.
Российский лидер считает, что для эффективного противостояния пандемии необходимо объединение усилий всего международного сообщества. Именно такой подход Москва продвигает на различных международных площадках – ООН, СНГ и G20. Данная борьба должна вестись и в формате ЕАЭС, поэтому Кремль поддерживает совместный документ стран-членов данной организации, направленный на борьбу с пандемией коронавируса.
Отметим, что ЕАЭС является не политическим образованием, а экономическим, причем с 2014 года интеграционные процессы на этой площадке идут не так быстро, как раньше. И это неудивительно, поскольку будущее объединения зависит от российской экономики, которая испытывала известные трудности.
Россия заняла конструктивную позицию
«Именно в ЕАЭС и на постсоветском пространстве возможны совместные усилия. Просто потому что у нас есть «волшебное слово» мигранты. В современной ситуации, когда обнулился международный транспорт, вопрос мигрантов не только не исчез, но и актуализировался. Работы для мигрантов в России стало меньше, чем раньше, поэтому этим людям придется либо уезжать домой, либо обустраиваться в нашей стране», - констатирует Журавлев.
По этой причине России придется создать маршрутную карту по решению данного вопроса как в формате ЕАЭС, так и в рамках более широкого пространства СНГ.
Россия ведет себя конструктивно, в отличие от государств Евросоюза, которые расселись по своим квартирам и не пытаются решать проблемы, что встали перед старым континентом. Это неправильный путь, хотя бы потому, что все эти трудности никуда уйдут, а в случае игнорирования – разыграются с новой силой.
«Вирус не знает, кто больной – гражданин РФ или гражданин Узбекистана, поэтому нам придется решать данный вопрос коллективно, т.е. в формате ЕАЭС и СНГ», - резюмирует Журавлев.
Россия должна взаимодействовать с партнерами из ЕАЭС
Под экстраординарными мерами Дмитрий Анатольевич понимает единый медицинский фронт, который необходимо организовать на пространстве государств-членов ЕАЭС.
«Здесь может быть и ресурсная взаимопомощь соседних регионов разных государств. Президент вчера сказал, что мы из Москвы централизованно будем помогать регионам, но из Москвы до Саратова и Читы расстояние больше, чем от северного Казахстана. Поэтому определенные взаимодействия, особенно на межрегиональном уровне, необходимы. По этой причине роль и значение ЕАЭС не надо недооценивать», - заключает Журавлев.
Как отмечает эксперт, мы пока не понимаем общий масштаб потерь от коронавируса – он точно будет немаленьким, но конкретные цифры непонятны. Это касается как отдельных государств, так и всего пространства ЕАЭС.
«Россия должна взаимодействовать с Казахстаном на юге и с Белоруссией на Западе. В данной республике ситуация ухудшается, поэтому без синхронизации усилий мы рискуем получить осложнение в будущем. Ведь непонятно, что будет потом. Вот мы можем вылечить свои регионы и затем получить вирус из Белоруссии или наоборот, поэтому здесь необходимо действовать путем совместных усилий», - констатирует Журавлев.
Россия активно помогает своим партнерам, но разговор идет только о поставках из нашей страны, а не о совместной стратегии по борьбе с развитием пандемии коронавируса.
«В этом вопросе невозможно обособиться. Можно закрыть границы, но для людей, а не для вируса, причем понятно, что проблема долгосрочная, и решать ее нужно сообща, а не в национальных пределах», - резюмирует Журавлев.
Поэтому политически пандемия коронавируса должна объединить страны-члены ЕАЭС, а вот экономически нас точно ожидает ущерб. Президент РФ отмечал, что уровень торговли в ЕАЭС в 2019 году снизился на 3 процента.
Очевидно, в текущем кризисном году данный процесс усилится – просто исходя из того падения, которое ожидает как российскую экономику, так и экономики других стран-членов ЕАЭС.
По развитию ЕАЭС появятся новые риски
Профессор Кафедры политологии и социологии им. Г.В.Плеханова, член научного совета ИСПИ РАН по вопросам экономической интеграции ЕАЭС Вадим Евсеев в комментарии ФБА «Экономика сегодня» отметил, что пандемия коронавируса станет серьезным испытанием для ЕАЭС и членов этого объединения.
«Анализ ситуации в ЕАЭС до эпидемии показывал, что процессы внутри этого объединения идут в поступательном режиме, но с другой стороны – там есть и процессы, связанные с элементами сепаратизма. И когда я делал экспертную систему по евразийской интеграции, то увидел, что во всех странах объедения данный показатель достаточно высок. При этом уровень организации и ее политической интеграции на сегодняшний день находятся не на лучшем уровне. Поэтому любая деформация будет усиливать эти негативные тенденции, поскольку ресурсная база уменьшается и в странах-членах начинается борьба за личное пространство», - заключает Евсеев.
Впрочем, аналогичная ситуация существует в ЕС несмотря на то, что эта структура создана не в нулевые годы, а в начале пятидесятых, поэтому перед нами проблемы роста, которые кризисом будут гипертрофированы.