Проректор, директор ИБДА Сергей Мясоедов: «Бизнес-школам следует поддержать своих слушателей»
Бизнес в России переживает тяжелые времена из-за мер по предотвращению распространения коронавируса. Проректор РАНХиГС, директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Сергей Мясоедов рассказал корреспонденту сайта о будущем бизнес-образования в России на фоне экономического кризиса, «золотой середине» в образовании и необходимости поддержать предпринимателей.
– Сергей Павлович, как в ИБДА перешли на дистанционное обучение и с какими сложностями столкнулись?
– Переход на дистантное образование для ведущей бизнес-школы России ИБДА РАНХиГС стал логическим продолжением привычной работы. Отмечу, что на среди управленческих программ высшего уровня, я имею в виду программы МВА/ЕМВА, где учатся люди со средним возрастом 35 лет, то есть сложившиеся менеджеры и предприниматели, у нас уже на протяжении трех лет действует программа Blended MBА в смешанном формате, где на дистанционные занятия приходится чуть менее 80% времени.
При работе с топ менеджментом ряда корпоративных заказчиков, особенно когда обучаются руководители региональных филиалов, ИБДА также давно и успешно использует возможности цифровых технологий. Недавний пример – программа по стратегическому развитию для руководителей региональных филиалов Россельхозбанка, где подавляющая часть материала и подготовка групповых командных проектов реализовывались в дистантном формате. Программа получила очень высокую оценку участников и руководителей центрального офиса.
Примерно так же дело обстояло и с готовностью к переходу в дистант программ высшего образования. ИБДА продолжил дистантные занятия со студентами и магистрантами в полном объеме уже через два дня после приказа о закрытии вузов страны для учебы и посещений. Известные проблемы в течение нескольких дней наблюдались на занятиях по иностранным языкам. ИБДА работает по программе лингвистических вузов. Мы считаем, что к третьему курсу все наши студенты должны свободно говорить на английском и одновременно осваивать еще один язык. Особой популярностью пользуется китайский. Методика лингвистического вуза означает интерактивные занятия в малых группах не более 7-8 человек, коммуникативную методику, изучение ряда управленческих, экономических, финансовых, страноведческих особенностей языка. Систематические мини-конференции и дискуссии по актуальным темам. Важно было не утерять достигнутое, перенести в дистантный формат.
– Стоит ли каким-то курсам остаться в онлайне после преодоления коронавируса?
– Думаю, что для любого разумного человека, для любого желающего учиться в Президентской академии или в бизнес-школе академии, ответ один – лучше всего в образовании не скачки, а выверенная «золотая середина». Я не уверен, что дистант вытеснит проверенное в веках аудиторное образование, живое общение с наставником, Профессором и Учителем с большой буквы. Но абсолютно уверен, что мы уже никогда не вернемся к чистому образованию внутри аудитории. Это вчерашний день. Я убежден, что мы все, всё наше российское образовательное общество, и тем более Президентская академия, сделаем большой шаг в области диджитализации, в области внедрения современных технологий в образовательный процесс.
Я понимаю страх перед дистантом родителей многих наших студентов. В их подсознании дистант – это современная версия заочного обучения. А в годы их молодости заочное обучение зачатую было эквивалентом обучения слабого и второсортного. Но понимание, что настоящий дистант – это не об этом обязательно придет. И благодаря лучшим вузам страны, каким является РАНХиГС и его бизнес школа, придет достаточно скоро. Если вы помните знаменитую китайскую развилку, когда иероглиф «кризис» одновременно означает иероглиф «возможность», то это о развитии дистанта в кризис. Дистант – это возможность живого общения, дискуссий и научных конференций со студентами с разных континентов. Это возможность включить в учебную программу наиболее яркие курсы, разработанные в университетах Лиги Плюща (Гарвард, Стэнфорд, Йель и т.п.) Это приглашение на мастер-классы и дискуссии со студентами лучших экспертов и учебных страны, ближнего и дальнего зарубежья. Это командные проекты и кейс-стадиз с участием студентов и профессоров вузов партнеров. И многое другое.
10 апреля ИБДА провел на английском языке крупную студенческую, участие в которой принял ряд выдающихся мировых экспертов в области устойчивого развития, зеленой экономике, международных экономических отношений и бизнес образования. На пленарном заседании и тематических секциях присутствовали и принимали участие в дискуссии сотни студентов ИБДА и других факультетов и Институтов РАНХиГС, представители многих ведущих вузов Москвы и России. Это было очень интересное и полезное мероприятие, где наши студенты без дрожи в голосе вступали в дискуссию с экспертами мирового уровня. И легко и играючи делали это на английском языке!
Без образовательных дистант технологий в настоящее время от проведения такой конференции пришлось бы отказаться. А в условиях приостановки авиаперелетов конференция без дистанта лишилась бы многих блестящих российских и зарубежных экспертов!
– Есть ли дисциплины в бизнес-образовании, которые невозможно реализовать дистанционно?
– Дисциплин, которые невозможно реализовать дистанционно, с моей точки зрения, не существует. Дисциплин, которые почти невозможно реализовать в дистанционном образовании без серьезной потери качества, или, как любит повторять наш известнейший психолог профессор Александр Асмолов, без потери смыслов, не так много. Хотя они и есть. В дистант хорошо ложатся все дисциплины, которые поддаются переводу на алгоритмы, все дисциплины, которые связаны с квантами, формулами и цифрами.
Но как только вы выходите на дисциплины поведенческие, связанные с развитием критического или предпринимательского мышления, с межличностными коммуникациями, с развитием эмоционального интеллекта, руководить проектом по системе Agile, у нас тут же возникает необходимость живых контактов. Их можно организовать в рамках конференции, дистантно. Однако смысловые, эмоциональные и коммуникационные потери даже при нынешних технологиях довольно высоки. Успех многих направлений человеческой деятельности, включая управление, прежде всего связан с выстраиванием эффективных коммуникаций. А это требует совместной работы, когда вы, образно выражаясь, можете посмотреть партнеру в глаза.
– Страдает ли, по-вашему, в онлайне качество бизнес-образования?
– Бизнес, как часто любят повторять в учебниках по бизнесу, is VERY personal. Бизнес очень личностно ориентирован: yа личные связи, на доверие, на совет друзей, на «сарафанное радио». До революции говорили «слово русского купца», и оно стоило больше, чем многие контракты, которые подписываются сегодня даже между разными странами. Личное доверие формируется при контактных занятиях на хороших, сильных программах. В хороших, сильных бизнес школах. И как вынести формирование межличностного доверия в дистант, не потеряв качество, ни я, ни мои коллеги в России и за рубежом не знают. Это не кривые спроса предложения на экране иллюстрировать. Мне представляется, что без потери качества это невозможно. Но еще раз повторю: таких предметов и областей очень немного.
– Коснется ли нынешний экономический кризис бизнес-образования?
– Кризис очень болезненно скажется на бизнес-образовании. Давайте мы только разведем две составные части – бизнес-образование для студентов и отчасти магистрантов, которые пока отчасти или полностью живут за счет своих родителей. Для этой группы преодоление кризиса после того, как он окончится, будет достаточно быстрым.
Что касается дополнительного профессионального образования и программ MBA, мне представляется, что кризис в мире и в нашей стране может пройти по этой отрасли довольно жестко. И будет очень обидно, если мы потеряем по результатам этого кризиса большое количество сильных, сложившихся, сформированных бизнес-школ и центров, которые существуют в нашей стране. Их не так много.
Как президент Российской ассоциации бизнес-образования я могу сказать, что в нашей стране на сегодня серьезным бизнес- образованием занимается чуть более 100 бизнес-школ и центров. Практически все они входят в Российскую ассоциацию бизнес образования (РАБО). Абсолютное большинство клиентов «взрослых» программ бизнес школ (МВА, ЕМВА и др.), где элемент межличностного общения особенно важен, сейчас на карантине. Школы вынуждены останавливать занятия. Перед лучшими преподавателями-практиками страны, уникальными тренерами и кучами нависает угроза пополнить ряды безработных.
Ко мне как к Президенту Российской ассоциации бизнес образования обратилась группа руководителей ведущих бизнес школ страны с просьбой направить письмо на имя премьер-министра страны с просьбой включить дополнительное профессиональное образование (его частью является бизнес образование) в перечень отраслей, наиболее пострадавших от кризиса и нуждающихся в государственной поддержке и помощи. Такое письмо в начале этой недели было написано и отправлено.
Теперь можно немного расслабиться?
Ни в коем случае. Я считаю, что бизнес-школы, как и бизнес, должны стремиться быстро, в духе Agile адаптироваться к существующей ситуации. Бизнес-школы должны поддержать своих слушателей и выпускников, помочь им найти непростые антикризисные решения: организовывать для них мастер классы, «ТЕД сессии», разрабатывать новые короткие программы и т.п. Возможности дистанта позволяют это делать и при режиме карантина.
Чем больше мы, бизнес-школы, будем делать таких вещей для наших выпускников, для тех, кто у нас учится, тем быстрее мы найдем вместе пути для того, чтобы преодолеть кризис.
– Спасибо за беседу, Сергей Павлович.