Бородино глазами очевидцев: сражение 1812 года в русской литературе
Федор Глинка. «ПЕСНЬ сторожевого воина перед Бородинскою битвою»
Офицер Федор Глинка участвовал во многих военных кампаниях Российской империи начала XIX века. В своих воспоминаниях он описывал Бородинское сражение как одну из решающих битв Отечественной войны 1812 года. Накануне боя и солдаты, и офицеры рано легли спать. Вечером по традиции раздавали водку, но пить никто не стал. «Все ожидали боя решительного. Офицеры надели с вечера чистое белье; солдаты, сберегшие про случай по белой рубашке, сделали то же. Эти приготовления были не на пир!» — вспоминал Глинка о Бородинской битве.
Позже Федор Глинка много писал о войне и Бородинском сражении. Еще в полку он слушал солдатские песни и старался стилизовать свои произведения под фольклор. Стихи Глинки, положенные на музыку, стали любимыми полковыми песнями.
«Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою» была опубликована в «Журнале древней и новой словесности». В ней Федор Глинка описывает Бородино не как место сражения, а как «поле чести». В «Песни» каждый воин становится частью целого, частью всеобъемлющего «мы». Позже этот прием будут использовать многие писатели, в том числе и Михаил Лермонтов в поэме «Бородино».
Славян сыны! Войны сыны!
Не выдадим Москвы!
Спасем мы честь родной страны,
Иль сложим здесь главы!..
<…>
Тебе, наш край, тебе, наш Царь,
Готовы жизнь принесть:
Спасем твой трон, спасем алтарь,
Отечество и честь!
Федор Глинка
Федор Глинка создавал и прозу. В 1808 году он издал «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях и Венгрии, с описанием походов 1805–1806 годов», а в 1815 году опубликовал продолжение книги — «Письма русского офицера» в восьми томах.
Надежда Дурова. «Записки кавалерист-девицы»
Надежда Дурова с детства предпочитала верховую езду и военные игры рукоделию и спокойным прогулкам. В 23 года она оставила семью и, переодевшись в мужское платье, направилась в действующую армию. Хрупкую фигуру Дурова скрывала под казачьим мундиром, а женский характер скрыть было сложнее: над скромностью молодого гусара сослуживцы часто подшучивали. «Кавалерист-девицу» родственники вычислили по одному из писем. Они требовали, чтобы Дурова вернулась домой. Об этой истории узнал Александр I и вызвал Надежду Дурову в Петербург. На личной аудиенции император разрешил ей остаться в армии под мужским именем с условием: «И будете называться по моему имени — Александровым! Не сомневаюсь, что вы сделаетесь достойною этой чести отличностию вашего поведения и поступков».
В Отечественную войну Надежда Дурова командовала полуэскадроном — у нее в подчинении было около 60 всадников. Она участвовала в битве под Смоленском и в Бородинском сражении.
«Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолкного рева обеих артиллерий. Ружейные пули, которые свистали, визжали, шикали и, как град, осыпали нас, не обращали на себя ничьего внимания; даже и тех, кого ранили, и они не слыхали их: до них ли было нам!..»
Надежда Дурова. «Записки кавалерист-девицы»
В Бородинском сражении Надежда Дурова получила закрытую травму ноги. Ее отправили в полевой госпиталь, но нога не кровоточила, и Дурова решила, что не ранена. От острой боли она начала терять сознание и только тогда покинула поле битвы. Из госпиталя Дурову отправили на лечение в Сарапул.
После войны Надежда Дурова поселилась в родительском поместье и «с тоски» начала писать мемуары. Они попали к Александру Пушкину, и поэт опубликовал записи в своем журнале «Современник».
«С неизъяснимым участием прочли мы признания женщины, столь необыкновенной; с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным».
Александр Пушкин
Позже первые две части «Записок кавалерист-девицы» были изданы отдельно. Спустя три года Надежда Дурова опубликовала продолжение. Успех у читателей и критиков вдохновил писательницу, она стала сочинять повести и романы. В 1840 году вышло собрание ее сочинений в четырех томах.
Денис Давыдов. «Бородинское поле»
Дениса Давыдова перевели в гусарский полк из гвардии — по одной из версий, за сатирические стихи в адрес начальства. Подобный перевод считался серьезным наказанием, однако молодому гусару новое место службы понравилось. В полку он подружился с поручиком Бурцевым, они устраивали пирушки и гулянья. Давыдов стал писать «зачашные песни» о веселой гусарской жизни.
Позже «певец-воин» стал адъютантом Петра Багратиона. За 5 дней до сражения Давыдов предложил Багратиону создать особую партизанскую группу, которая будет отбирать у французов обозы с провиантом и создавать помехи на пути вражеской армии. Давыдов стал командиром нового «летучего отряда». Легенды о его храбрости ходили не только в России, но и в Европе.
В 1829 году, в перерыв между несколькими военными кампаниями, Денис Давыдов написал элегию «Бородинское поле». В это время он жил в поместье, тоскуя по своим полковым товарищам. В патетичном стихотворении поэт вспоминал сражения, военачальников и погибших друзей.
«Простри мне длань свою, Раевский, мой герой?
Ермолов! я лечу — веди меня, я твой:
О, обреченный быть побед любимым сыном,
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!
Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей
Умчался брани дым, не слышен стук мечей,
И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,
Завидую костям соратника иль друга».
Денис Давыдов, отрывок из элегии «Бородинское поле»
Василий Жуковский. «Певец во стане русских воинов»
Поэт-романтик, редактор журнала «Вестник Европы» Василий Жуковский в начале Отечественной войны 1812 года вступил в ополчение. В его творчестве появились военные сюжеты. Стихотворение «Певец во стане русских воинов», написанное через месяц после Бородинской битвы, переписывали и заучивали наизусть тысячи солдат.
Герои стихотворения — певец и воины — рассказывают о подвигах великих полководцев прошлых лет. Их воинские традиции унаследовали те, кто в эти дни сражался под Москвой.
Певец
Хвала вам, чада прежних лет,
Хвала вам, чада славы!
Дружиной смелой вам вослед
Бежим на пир кровавый;
Да мчится ваш победный строй
Пред нашими орлами;
Да сеет, нам предтеча в бой,
Погибель над врагами;
Наполним кубок! меч во длань!
Внимай нам, вечный мститель!
За гибель — гибель, брань — за брань,
И казнь тебе, губитель!
Воины
Наполним кубок! меч во длань!
Внимай нам, вечный мститель!
За гибель — гибель, брань — за брань,
И казнь тебе, губитель!
Василий Жуковский, отрывок из стихотворения «Певец во стане русских воинов»
В стихотворении Жуковский объединил сразу несколько литературных жанров. Песенная форма и исторический сюжет произведения взяты из баллады, торжественный слог — из оды. Автор использует лексику, типичную для былин: называет военачальников витязями, а войско — дружиной и братством. Это роднит стихотворение с русским фольклором.
О диво! се орел пронзил
Над ним небес равнины...
Могущий вождь главу склонил;
Ура! кричат дружины.
Василий Жуковский, отрывок из стихотворения «Певец во стане русских воинов»
Иван Скобелев. «Подарок товарищам, или переписка русских солдат в 1812 году, изданная русским инвалидом Иваном Скобелевым»
Иван Скобелев поступил в полевой батальон в 14 лет. Он воевал в Пруссии против Наполеона, участвовал в шведской кампании, сражался в Болгарии против турецкой армии. В 1812 году Скобелев стал старшим адъютантом Кутузова. Позже он писал: «Бородинская битва всех и каждого из подвизавшихся в ней убедила в возможности обуздать несметного врага».
После войны Иван Скобелев стал издавать свои воспоминания о войне. Он публиковался под псевдонимом «русский инвалид» (на войне он потерял левую руку и два пальца правой руки). В 1833 году вышла книга «Подарок товарищам, или Переписка русских солдат в 1812 году, изданная русским инвалидом Иваном Скобелевым». Произведение начинается с описания Бородинской битвы.
«Вдруг в рядах всей армии пронеслось: «Ура! орел над нами (в знак верной победы), ура! короля взяли: победа наша!» Весть эта нас поокуражила, и мы, с примера главных начальников… с помощью молодецкою нашей гвардии, не уступившей в этот день в работе и самому храбрейшему полку, такую задали басурманам передрягу, что они и своих не узнали».
Иван Скобелев
Книга, написанная простым языком, с пословицами и армейскими шутками, получила огромную популярность. Петербургские газеты называли ее «обозрением» Отечественной войны 1812 года, которое должно быть в каждом доме. Николай I повелел приобрести «Подарок товарищам» для всех военно-учебных заведений. Книгу покупали солдаты и офицеры, о ней писали стихотворения. Спустя несколько лет Скобелев выпустил продолжение — «Беседы русского инвалида, или Новый подарок товарищам», «Письма из Бородина от безрукого к безногому инвалиду». Пьесы по его произведениям на много лет вошли в репертуар как столичных, так и региональных театров.